Дилеры крупнотоннажных грузовиков планируют удвоение
Стимулировать рынок, считают дилеры, будут скидки на технику 2011 года выпуска, которая еще есть. К тому же президентские выборы состоялись, и на рынок больше не будет давить политическая неопределенность.
Продажи крупнотоннажных импортных грузовиков в первом квартале текущего года у многих опрошенных дилеров находятся на прошлогоднем уровне, однако к январю продавцы планируют значительно улучшить результаты благодаря росту количества контрактов после выборов президента. Большинство крупных игроков намеревается продать в этом году примерно по 100 единиц техники. Для некоторых из них это означает двукратный рост. Наибольший спрос на покупку они наблюдают со стороны строительных компаний, производителей стройматериалов и продуктов питания. Некоторые автопроизводители заявили весной о небольшом повышении цен в валюте, однако пока у покупателей есть возможность приобрести модели 2011 года с дисконтом.
Как отмечают дилеры импортных крупнотоннажных автомобилей, сейчас на рынке происходит оживление спроса. По словам начальника регионального отдела продаж «Глобал Трак Сервиса» (Mercedes-Benz) Владимира Ходякова, это заметно по количеству заявок на покупку грузовиков.
— В основном продажи по этим заявкам будут осуществляться с мая этого года, в первом квартале объемы реализации у нас были на уровне прошлого года, — рассказывает г-н Ходяков. — Мы ведем активные переговоры с крупными клиентами и ожидаем совершения 2–3 очень крупных сделок. К примеру, уже известно, что более 65 единиц техники у нас приобретет компания из Кавказских Минеральных Вод. В первом квартале продажи были на уровне аналогичного периода прошлого года, у нас приобретали по 5–6 машин в месяц. Мы считаем, что отчасти это связано с выборами президента, многие клиенты опасались значительных изменений в экономике и предпочитали подождать с приобретением новой техники.
Сегодня продолжается восстановление рынка после кризиса, начавшееся в прошлом году. Уже в 2011-м некоторые дилеры зафиксировали рост объемов продаж в два раза, но это был рост от низкой базы. Сегодня закупки техники начали осуществлять компании, которые ранее откладывали их из-за недостатка средств. В компании «Нейс-Юг» (MAN) отмечают, что началось кредитование банками покупок новой техники.
По словам большинства опрошенных дилеров, рынок пока не достиг докризисного уровня, хотя итоги 2012 года должны быть близки к этим показателям. В «Рено Тракс Востоке» утверждают, что продажи компании в абсолютном выражении уже превзошли данные 2008 года. Компания связывает это, в частности, с развитием дилерской сети, а также с открытием мощностей в Калуге.
Дилеры отмечают, что после 2 лет застоя они увидели реальный прорыв, связанный как с отложенным спросом, так и с продолжающимся ростом российской экономики.
— Несмотря на европейский и мировые кризисы, в России продолжается рост ВВП, а транспортная отрасль как основной ключевой показатель отражает этот рост, — говорит региональный менеджер компании «Рено Тракс Восток» Сергей Япондыч. В «Глобал Трак Сервисе» в 2012 году намерены реализовать около100 авто — это в 2 раза больше, чем в прошлом году.
Столько же планирует продать и «Нейс-Юг». «Рено Тракс» также ожидает удвоения объемов реализации на юге, хотя данные о количестве машин не уточняет.
— Наибольший рост продаж у нас сегодня приходится на клиентов в Краснодарском крае, и это наблюдается во всех сегментах, особенно в строительном, — комментирует г-н Япондыч.
По мнению дилеров, наиболее востребована дорожно-строительная техника, что связано в первую очередь с ремонтом дорожных покрытий в постзимний период и строительством новых объектов.
— Мы отмечаем большой спрос со стороны строительных компаний и перевозчиков инертных сыпучих материалов, — делится гендиректор компании «Нейс-Юг» г-н Хмельницкий. — В марте у нас прошли крупные сделки на модели тягачей в сцепках с самосвальными полуприцепами Wielton, с усиленными кузовами и осями объемом 40 куб. м.
Г-н Ходяков отметил, что к Mercedes проявляют большой интерес производители продуктов питания.
В «Рено Траксе» рассчитывают в этом году существенно расширить присутствие на корпоративном рынке. В 2011 году продажи компании в основном пришлись на розничных клиентов, что дало возможность сработать с хорошей маржой. Доля корпоративных продаж составила не более 4%.
— Корпоративной покупкой будет считаться приобретение 30–50 грузовиков, таким клиентам мы будем предоставлять персональные цены и условия, а также вводить прямые договорные контракты, — говорит Сергей Япондыч.
Крупные донские дилеры импортных грузовиков сообщают, что доля новых авто в общем объеме продаж составляет практически 100%, их заказчики предпочитают не рисковать, чтобы не столкнуться с внезапными поломками и большими издержками на ремонт.
— К нам в дилерский центр запросы на подержанную и новую технику поступают в пропорциональном соотношении 1 к 10, — рассказывает г-н Хмельницкий. — Но в итоге клиенты покупают только новые грузовики. По словам игроков рынка, в этом году происходило незначительное снижение цен в рублях, связанное с изменением курса евро.
— Цена продаж в прошлом году росла, но сейчас ситуация достаточно стабильна, идет обычная конкуренция между брендами, — объясняет директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Востока» Алексей Шарапанюк.
Как рассказывает Владимир Ходяков, многие дилеры предлагают хорошие скидки на машины прошлого года выпуска, и покупатели пользуются этим. Правда, продавцы отмечают, что размер скидок менее значителен по сравнению с таковыми на легковые авто.
Некоторые автопроизводители сообщают об увеличении цен в валюте. Так, MAN с 1 апреля заявил о подорожании на 3%. Сегодня крупнотоннажный импортный грузовик стоит в среднем 80–100 тыс. евро, а покупки, как правило, совершаются при помощи лизинга и кредитов.
К примеру, в «Нейс-Юге» на лизинг приходится около 80% сделок, а на кредиты — остальные 20%. В «Глобал Трак Сервисе» продажи в лизинг занимают примерно 60% от общего объема контрактов.
— Многие лизингодатели во время кризиса столкнулись с большими проблемами и теперь стали осторожнее, — рассказывает г-н Шарапанюк. — Рынок этих услуг постепенно восстанавливается, у нас есть собственная лизинговая компания «Рено Тракс Файненшл Сервисез», которая помогает примерно 20–25% наших клиентов. Примерно столько же приходится на сторонних федеральных лизингодателей. Кроме того, мы также сотрудничаем с региональными лизинговыми компаниями, количество контрактов с которыми мы затрудняемся назвать.
Сегодня многие дилеры конкурируют, стараясь предложить качественные сервисные услуги, оперативную доставку машин и запчастей.
— Периодически мы проводим акции для клиентов своих сервисных центров, к примеру, недавно снижали цену нормо-часа на 100–200 руб., — рассказал Владимир Ходяков.
— Основное отличие нашего сервисного центра — возможность на нашем оборудовании проводить гостехосмотр грузовых автомобилей, автобусов и прицепов любых габаритов, а также легковых автомобилей, — говорит Богдан Хмельницкий. — У нас есть склад оригинальных запчастей. Кроме того, мы осуществляем их авиадоставку из Европы в случае острой необходимости.