В Ростове создают тифлоальманах
Художественная галерея «Ростов» (АНО «Культура») совместно с режиссером Дмитрием Цупко и драматургом Сергеем Медведевым поставят аудиоспектакли, посвященные донским художникам, для незрячих и слабовидящих людей.
Тифлоальманах «Отражение» — это три истории, три постановки, героями которых стали донские художники и сам Ростов-на-Дону. Как рассказал драматург Сергей Медведев, литературно-драматургическая часть создана на основе документальных материалов о региональных деятелях культуры и на личном общении с ними. В программу войдут история жизни ростовского художника и скульптора Сергея Королькова «Путь к мечте», рассказ об одном из главных ростовских художников Тимофее Теряеве — «Звуки цвета» и «Повесть на кончиках пальцев», где в постановке главным героем выступят сам Ростов и его уличное искусство. Прослушать аудиоспектакли можно будет как во время живого выступления на определенных локациях города, так и скачав постановку из интернета.
Над проектом работают режиссер Дмитрий Цупко, драматург Сергей Медведев, команда «Муха театр» — Валентин и Екатерина Киселевы, Ринат Грицун. Надя Ковалева, куратор и искусствовед из Санкт-Петербурга, оказала поддержку в организации лаборатории арт-медиаторов с привлечением ведущих российских специалистов. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Руководитель пресс-службы банка «Центр-инвест» Юлия Фиалковская рассказала, что банк также принял решение поддержать проект:
— Мы рады поддержать этот проект, так как считаем важным создавать доступную среду для незрячих не только для получения продуктов и услуг, но и в области образного искусства.
По словам представителя организаторов куратора галереи «Ростов» Ирины Ровер, цель проекта — создание культурных мероприятий для незрячих и слабовидящих ростовчан и гостей региона, интеграция их в культурную городскую среду:
— На сегодняшний день в Ростовской области, по данным министерства труда и социальной защиты РО, проживает около 11,2 тысячи инвалидов по зрению. В Новошахтинске ставят спектакли, в Азове есть тактильные копии, но в нашем городе нет ни одного учреждения культуры с доступными проектами для инвалидов по зрению. В театрах города не ставят спектакли с тифлокомментированием, а в музеях отсутствуют тифлоаудиогиды и тактильные копии.
В рамках проекта будет проведена лаборатория инклюзивных культурных практик. К преподаванию будут привлечены специалисты в области культурной инклюзии музеев «Гараж», «Манеж», «Пушкинский» и других, а к участию — деятели культуры и искусства города. Участники лаборатории освоят разные форматы взаимодействия с инклюзивными группами во время культурных мероприятий. Прошедшие обучение специалисты смогут самостоятельно проводить арт-медиации — выступать проводниками в мир искусства для незрячих и слабовидящих людей Ростова.
В АНО «Культура» разработали пятилетнюю программу развития инклюзивных культурных практик, которые планируется постепенно внедрить в галерее «Ростов», а также помочь другим учреждениям культуры. Это первый подобный опыт, но команда уже несколько лет проводит фестиваль уличного искусства «Ничего страшного». Руководителем фестиваля является Мария Лаэда, выпускница программы «Многообразие инклюзивных практик и перспективы их внедрения в работу организации», проводимой музеем современного искусства «Гараж». Именно она инициировала обсуждение в команде, как незрячие могут увидеть уличное искусство. После изучения практики российских фестивалей организаторы обратились в Ростовское областное отделение ВОС, председатель которого Юлия Богатова сформировала пожелания слабовидящих и незрячих.
Тифлоальманах «Отражение» — это постановка, в которой тексты и звуки созданы с учетом потребностей незрячих и слабовидящих людей. С одной стороны, это тифлокомментирование литературно-драматической части, когда все происходящее снабжается специальными словесными пояснениями, образными описаниями, с другой — применение всех технических возможностей объемного звучания от разнесенного по стереоканалам звука до шумового ландшафта. Такой подход поможет создать эффект погружения и ощущения присутствия в действии спектакля. Режиссер проекта Дмитрий Цупко рассказал, что этот проект сложен для него этически и эстетически:
— Это возможность поработать с новой группой людей, воспринимающих и чувствующих мир несколько иным образом, отличным от моего опыта, и я надеюсь, что при бережном и правильно выстроенном общении с ними нашей команде удастся сделать очень сбалансированную постановку, которая будет правильно услышана и получит отклик в сердцах у самой широкой аудитории. Мне удастся продолжить эксперименты с синтезом звука и коллажностью повествования. Они помогут создать единый звуковой ландшафт истории, в котором сам звук разыгрывает и формирует полноценное пространство спектакля, в центре которого оказывается слушатель.
Живые «просмотры» будут проходить с августа по октябрь, а лаборатория состоится в период с июня по сентябрь.