В Ростове открылась выставка «Кружево Русского Севера»
В Россию техника плетения кружева была привезена из Западной Европы еще в XVII веке. Близ Вологды в имениях помещиков крепостные мастерицы стали плести отделки для платьев и белья на западноевропейский манер. Вскоре Вологда стала крупнейшим центром этого искусства.
На ростовской выставке представлены кружевные элементы женской одежды и аксессуаров, например, зонтик от солнца, а также уникальные эксклюзивные выставочные панно, созданные по заказу Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Для изготовления вологодского кружева нужна подушка-валик; коклюшки (можжевеловые или берёзовые); булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбелённый или суровый. На плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок, затем сколок закрепляют на подушке-валике. Рисунок на сколок наносят линиями и точками, в которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает булавки нитками и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие точки. После завершения плетения кружево обрезают, выравнивают и часто немного парят, чтобы оно приобрело необходимую форму.
― Почему вдруг русский север здесь у нас на Дону? А вы вспомните наших казачек. Выход казачки всегда был с шарфом из вологодского кружева, только шарфы у казачек всегда были черные. И это не означало траур. Наоборот, это было парадное, красивое украшение женщины-казачки. Поэтому здесь проходит такая ниточка, которая связывает нас – русский север и юг нашей страны. ― отметила в ходе открытия выставки директор государственного Музея-заповедника имени М.А. Шолохова Ольга Анистратенко.
Особый интерес зрителей, которые пришли на открытие, вызвала работа кружевницы Галины Мамровской «Спасительное пристанище для душ» с изображением основателя монастыря – преподобного Кирилла Белозерского.
Выставка продлится до 8 декабря.