В независимом театре зададут вопросы о жизни, любви и прощении
20 и 28 декабря в творческом пространстве «Арт базар» состоится премьера спектакля «А при чем тут Билли?» по пьесе ростовского драматурга Сергея Павлова. Это постановка местного независимого камерного театра Елены Грасмик (ТЕГ). Заявленный жанр — притча. Авторы и артисты приглашают зрителей вместе исследовать непростые ситуации и чувства.
Действие происходит в наше время, но это скорее условная эпоха.
— Пьеса-притча — это размышление о вопросах вечных, о любви, смерти, прощении, о том, что жизнь надо жить, а мы об этом забываем, — говорит режиссер Юрий Купавых. — Вопросы будут заданы зрителю, ответы придут в процессе просмотра.
Режиссер не стал пересказывать содержание пьесы. Он отметил, что заинтересовался материалом, персонажами. Многие мысли и темы оказались ему близки, вызвали эмоциональный отклик, особенно во время репетиций.
— «Репетиция — любовь моя» — эту фразу подарил миру Анатолий Эфрос, и она стала нашей путеводной звездой, — говорит г-н Купавых. — Репетиция — всегда творческий процесс. Из мертвых букв создается живой спектакль. За это я и люблю театр. Бывает сложно найти суть образа, мотив персонажа, сверхидею спектакля. А играть надо легко и получать удовольствие от процесса.
Если притча — это иносказание, то творческий коллектив, скорее всего, уверен, что говорит со зрителями на одном языке. Аудитория должна «прочесть» несколько смыслов. Хорошо, если результат совпадет с тем, что увидели в материале постановщик, худрук и актеры. Так, наверно, бывает не всегда, но в ТЕГе рассчитывают на полное взаимопонимание с залом.
— Главное — чтобы зритель мог понять наш язык, — говорит Юрий Купавых. — Наш зритель понимает, я в это верю.
Театр заинтересован в обратной связи. В 2024 году здесь организовали обсуждение некоторых спектаклей, в 2025-м планируют расширить эту практику.
Как и в любом театре, в ТЕГе для более ясной передачи идеи задействуют оформление, звук, свет.
— Музыку я пишу сам, — говорит Юрий Купавых. — Костюмы и декорации возникают в процессе. Стараюсь не захламлять пространство, так как у нас театр камерный, актер важнее декораций. Они должны создавать атмосферу, помогать артисту выразить состояние персонажа, но не играть вместо него, как это иногда бывает в «больших» театрах.
Премьера состоится незадолго до Нового года, и в спектакле есть эпизод, связанный с этим праздником. Детали в театре не раскрывают. Из краткого пояснения режиссера можно лишь предположить, что новогодняя, рождественская обстановка, символика передают одну из граней жизни. Точнее можно будет узнать на премьере.
Справка
Елена Грасмик. Художественный руководитель, актриса, педагог, режиссер, художник. В 2017 году окончила Ярославский государственный театральный институт. Служила в пермском театре «У моста», московском кукольном театре «Томат» и театре «Мастерская Олега Буданкова». С 2021 года развивает независимый камерный театр «ТЕГ». Наставник и режиссер в ростовской детской театральной студии «Ирбис». Юрий Купавых. Актер, режиссер театра и кино. Окончил Санкт-Петербургский государственный институт культуры. В 1997-2003 гг. работал в Ростовском молодежном театре помощником режиссера и режиссером-постановщиком. В 2004-2006 гг. был вторым режиссером на студии «Ленфильм». С 2006 по 2019 год участвовал более чем в 40 проектах «Мосфильма» в качестве второго режиссера и режиссера-постановщика. В 2017 году снял дебютную работу «Люблю тебя любую» для канала ТВЦ. Фильму «Нет ничего» в 2018 году присудили 1-е место на киноконкурсе «Свобода». В 2019 году снял авторские фильмы «Собака Вера» (по мотивам произведений Александра Введенского) и «Огурцы» (по Даниилу Хармсу). С 2021 года — режиссер в театре «ТЕГ» и арт-директор творческого пространства «Арт базар».