Услышать дыхание графики
В Ростовском областном музее изобразительных искусств (РОМИИ) на пр. Чехова, 60, открылась выставка графических работ «Образ и линия».
Организаторы достали из запасников картины прославленных русских авторов, включая работы Михаила Врубеля, Валентина Серова и Константина Коровина, написанные в XIX и начале прошлого столетия. По мнению директора музея, экспозиция уникальна не только созвездием имен, но и разнообразием графических средств и техник: от карандаша и пастели до темперы и гуаши. В уютном зале на втором этаже РОМИИ посетителей знакомят с неизвестными сторонами творчества Ильи Репина, Владимира Маковского и других признанных мастеров русской живописи. Например, «Лес» Ивана Шишкина представлен здесь не привычными оттенками зеленого, а серой гаммой: художник написал его простым карандашом. Среди работ есть те, что напрямую соотносятся с известными полотнами. Так, «Голова стрельца» Василия Сурикова — этюд к «Утру стрелецкой казни». Напротив входа самая масштабная из работ — портрет балерины Б. С. Гузикевич, написанный Михаилом Врубелем. Для его создания символист использовал бумагу, итальянский карандаш и соус. Вообще, графические портреты и пейзажи составили основу этой выставки. Все работы хранились в запасниках музея, для многих из них путь к экспозиции лежал через реставрационную мастерскую. По словам директора РОМИИ Светланы Крузе, в среднем на восстановление одной графической работы требуется около года:
— Любая выставка графических произведений — это всегда событие. Музейщики предпочитают не выставлять такие работы: они гораздо больше подвержены старению, чем живописные произведения. «Образ и линию» отличает то, что все имена здесь звездные: Константин Сомов, Александр Бенуа, Исаак Бродский, Исаак Левитан, Василий Суриков, Валентин Серов. В таком маленьком зале подобные имена собирают не так часто. Да и в глобальных проектах обычно звучат 2–3 имени. А здесь — созвездие. Все эти художники представляют огромный срез русского графического искусства. Мы можем проследить развитие русской графической школы от начала XIX века до рубежа веков, который особенно интересен тем, что художники любили работать в смешанной технике, используя самые разные средства.
Изначально организаторы отобрали для «Образа и линии» 55 работ, но в зале разместили чуть больше сорока. Светлана Крузе объясняет, что при слишком близком нахождении друг к другу произведения перестают читаться — им просто дали возможность «свободно дышать». Услышать дыхание графики в РОМИИ можно до начала ноября.