Ростовчане займутся японской живописью
8 августа пройдет первый урок в школе традиционной японской живописи суми-э Tanoshii sekai. Идея создания «Радостного мира» (так переводится название с японского) принадлежит ростовской художнице Екатерине Жегуловой, участнице выставки «Японская живопись суми-э в Доме Белого Журавля» в Москве, хорошо известной поклонникам японской культуры по мастер-классам на тематических фестивалях.
Суми-э («суми» — тушь, «э» — картина) — японский традиционный рисунок тушью, также известный как суйбокуга («суй» — вода, «боку» — тушь, «га» — картина). Как и другие традиционные японские искусства — каллиграфия, икебана, — рисунок поначалу был лишь частью монастырского буддийского ритуала. Чайная церемония и сопровождающие ее икебана и каллиграфические свитки были привезены в Японию из Китая в XIV веке буддийскими монахами. Сначала рисунки и каллиграфические надписи на свитках имели религиозный сюжет. Но спустя некоторое время развиваются характерные для Японии сюжеты: изображения природы, растений, символизирующих времена года. Екатерина — пока единственный представитель этого вида искусства в Ростове. Она учится у московской художницы Наталии Безвуляк, члена Всеяпонского общества искусства суйбокуга в Московском отделении школы «Урасэнкэ» при Институте стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, члена группы художников «Сакура-Кай» под руководством профессора Ямада Мидори.
Для Екатерины Жегуловой японские традиции из детского увлечения превратились в образ жизни, нашлось немало единомышленников. Некоторое время назад у ростовских поклонников японской культуры появилась идея создания в Ростове Японского центра традиционных искусств, первыми представителями которого стали чайный клуб «Тядо» и художественная школа Tanoshii sekai.
Принципиальное отличие японской живописи от европейской состоит в том, что главное в ней не результат, а процесс рисования. Художник погружается в медитативное состояние, получая удовольствие от созерцания того, как на рисовой бумаге рождаются образы. Суми-э во многом имеет признаки арт-терапии — спонтанного творчества, помогающего бороться с неврозами, стрессами. Рисование дает возможность активизировать творческие процессы, неторопливо разглядеть свои психологические проблемы и так же спокойно и неторопливо от них избавиться. Традиционные материалы — рыхлая рисовая бумага и тушь — не оставляют возможности изменить результат, а значит, картина получится именно такой, какой может стать только здесь и сейчас. Техники рисования достаточно просты для начального освоения, но развивать и совершенствовать навыки можно практически бесконечно.
Помимо живописи в школе будут представлены педагогические традиции Японии.
— Мне близко мнение известного востоковеда Виктора Мазурика. Преподаватель, сэнсэй в Японии — это не специалист, который загружает в тебя какую-то дозу информации, а человек, который учит даже не тем, что он тебе на занятиях рассказывает, а тем, как он между занятиями себя ведет, учит собственным образом жизни, — рассказывает Екатерина. — У нас в образовании многое изменилось бы, если бы изменился престиж преподавательской профессии, если бы не только размер зарплаты, но и образ преподавателя в глазах общества стал другим. У японцев нет разрыва между сэнсэем-наставником и сэйто-учеником. В японской образовательной системе между ними есть очень важный активный промежуток — сэмпай-кохай, старший ученик и младший ученик (это как бы дедовщина, но в хорошем смысле слова). Каждый стоящий на пути познания хотя бы на шаг впереди младшего считает себя автоматически (так в традиции заведено) патроном младшего. И этот патронаж, эта опека предполагает, что человек больше учится у сэмпаев, у старших учеников, а не у самого учителя. Можно сказать, что я — ростовский сэмпай.
— С весны 2013 года я стараюсь познакомить жителей нашего города с этим искусством через организацию и проведение демонстраций и мастер-классов по суми-э (совместно с чайным клубом «Тядо», изучающим японскую чайную церемонию в традициях школы «Урасэнкэ»), — продолжает художница. — Это и профессия, и хобби, и стиль мышления, и образ жизни, и учеба на всю жизнь, и непрерывный творческий процесс.
Первое занятие в школе будет посвящено не только теории, но и практике. Вначале слушателям расскажут об истории суми-э, основных школах, традиционных сюжетах и их символическом значении, а также о влиянии японской живописи на повседневную жизнь. Затем можно будет познакомиться с материалами и техниками и, конечно, попробовать самостоятельно создать свой первый рисунок тушью на рисовой бумаге, изобразив малька.
По мнению Екатерины Жегуловой, спокойная медитативная японская живопись должна стать очень востребованной в современном спешащем мире: она дарит спокойствие, творческую самореализацию и любование красотой.
Уроки школы будут проходить по вечерам пятниц. Весь необходимый инвентарь будет ждать учеников на занятии. В группе — не более 7 человек, требуется предварительная запись.