г. Ростов-на-Дону
14 июля 2025 11:25:54
77.89
91.12

Парфюмерия расскажет о советской истории

В Ростовском областном музее изобразительных искусств (РОМИИ) на Чехова работает выставка «Ароматы советской эпохи». В экспозиции — духи, флаконы, парфюмерные наборы прошлого и позапрошлого веков, а также женские портреты, соответствующие духу выставки, — изящные и элегантные. Оказывается, этого может быть достаточно, чтобы объемно представить эстетику, идеологию и даже экономику минувших времен.

Большинство экспонатов принадлежат частным лицам — Людмиле Лисицыной и Виктору Майорову. Заместитель директора РОМИИ по выставочной и научно-просветительской работе Наталья Дробышева рассказала корреспонденту N, что в коллекции г-жи Лисицыной — более тысячи предметов, связанных с историей парфюмерии. В РОМИИ демонстрируют подборку, посвященную 100-летию со дня образования СССР (30 декабря 1922 года), поэтому большинство экспонатов созданы в 20-90-е годы прошлого века. Однако до— и постсоветская история тоже прослеживается. Представлен, например, парфюмерный дом «Брокар». Его владелец — российский предприниматель французского происхождения Анри (Генрих) Брокар основал бизнес в 1864 году и наладил парфюмерно-косметическое производство в Москве в 1893-м. В конце XIX — начале XX века это была одна из крупнейших и известнейших парфюмерных компаний России. Ее идеи и технологии унаследовала советская промышленность, которая развивалась даже в самые трудные годы. Об этом свидетельствуют судьбы некоторых экспонатов. Уже после распада СССР коллекционеры находили за рубежом флакончики с произведениями советских парфюмеров. И если уж их сохранили эмигранты разных лет, то только потому, что композиции были привлекательными и не проигрывали в качестве зарубежным.

У кого-то выставка вызовет ностальгию. Но этим точно не ограничится. Советская часть коллекции напоминает, что хорошие идеи (в том числе парфюмерные) востребованы и жизнеспособны, даже если рушится мир. Пример — духи «Красная Москва». В РОМИИ можно увидеть флаконы, футляры и протестировать классический вариант аромата. Специалисты считают, что композиция ириса, фиалки, иланга, гвоздики и флердоранжа появилась на рубеже XIX и XX веков в одном из главных парфюмерных домов мира — «Коти». Мастера «Брокара» развивали идею в царской России, а затем вернулись к ней после революций, войн и разрухи. Уточним, что предприятие, конечно, сменило название, стало «Новой зарей», но здание, коллектив и даже кое-кто из руководства остались. Успешную цветочную формулу со временем сделали богаче и актуальнее. Новинку назвали «Красная Москва». В 1973 году журнал «Химия и жизнь» сообщал, что эта композиция включает более 60 элементов. Флакон с притертой пробкой и красной кисточкой на пробке-куполе был известен большинству жителей России. Поэт Роберт Рождественский так описал прекрасное будущее: «Дождь, — не затихая / час, а может, два, / будет лить духами / “Красная Москва”».

Выставка РОМИИ дает возможность посмотреть на советскую парфюмерию в интересном культурном контексте. Как выглядит флакон, созданный по эскизам Казимира Малевича? Как мэтры мировой парфюмерии осмыслили композицию «Русская кожа»? Ответы можно получить на экскурсии.

Специалисты РОМИИ дополнили экспозицию женскими портретами. Музы — современницы советских художников, их жены, дочери, знакомые. Посетители отмечают женственность и классическую гармонию образов. Так картины создают атмосферу и стиль выставки. Все это можно увидеть до 20 февраля.

Просмотров: 1273

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
Парфюмерия расскажет о советской истории
В «Шолохов-Центре» проходит выставка «Семь фронтов — одна жизнь». Экспозиции одиннадцати музеев объединились в Ростове, чтобы рассказать о Великой Отечественной войне и о том, как складывалась в 1941—1945 гг. человеческая, творческая и фронтовая жизнь Михаила Шолохова. Организаторы посвятили выставку 120-летию со дня рождения классика, 80-летию Победы и Году защитника Отечества.
В городе
Парфюмерия расскажет о советской истории
Ресторан Rooftop 39 на крыше бутик-отеля «39» популярен и у ростовчан, и у гостей Ростова. Прекрасная панорама исторического центра города и уникальное меню с донскими рецептами в новой трактовке — вот ради чего сюда приходят снова и снова. Rooftop 39 — словно демоверсия города, возможность за миг увидеть, почувствовать и попробовать Ростов на вкус. Дегустация блюд традиционной донской кухни по рецептам в новом прочтении — настоящее кулинарное приключение, уверен шеф ресторана Максим Артюхов.
В городе
Парфюмерия расскажет о советской истории
20 июля в Донской публичной библиотеке пройдет мастер-класс «Музыкальная аптечка». В аудитории обсудят, как музыка может снять стресс, поднять настроение, помочь в творчестве.
В городе
Парфюмерия расскажет о советской истории
Галерея «Ростов» приглашает музыкантов обсудить возможности расширения аудитории и увеличения гонораров. Организаторы обещают разбор произведений, практичный разговор о деньгах, новые знакомства.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.