«Нормально отношусь к тому, что клиенты “с улицы” просят “позвать кого-нибудь из мужчин”»
Супруги Лана Мацук и Павел Лысенко из строительной фирмы сделали кастом-мастерскую для мотоциклов.
Первоначально будущая кастом-мастерская располагалась в двух обычных гаражах, а когда оборудования и клиентов стало существенно больше, компания переехала в съемное производственное помещение. Мастерскую собственными силами оформили в лучших традициях американского кастомайзинга с элементами байкерской атрибутики. За два года Palan Choppers уверенно вышел из субкультурной ниши, и на сегодняшний день их клиенты — это не только увлеченные мотоциклисты, но и те, кто просто перемещается на двухколесном транспорте.
N: — Почему вы отказались от выгодного бизнеса в пользу совсем не женского дела? Оправдались ли надежды? Л.М.: — В 2009 году мы открыли строительную фирму и в качестве подрядчиков работали с пищевыми производствами, такими как Lay’s, Coca-Cola, Efes и т. п. Через четыре года опыт работы с крупным производством, с нержавеющими конструкциями дал возможность применять эти знания и умения в ремонте и строительстве мотоциклов. Страсть к мотоциклам нас с Павлом объединяет с момента нашего знакомства. Ездили на мотоциклах, общались с байк-сообществом. Он всегда все чинил сам. Потом начал совершенствовать свои мотоциклы, делать тюнинг и кастомизировать их. В дальнейшем к нему за помощью стали обращаться друзья, со временем слух о его способностях распространился по Азову и Ростову, и люди уже за деньги хотели что-нибудь заказать или починить. К 2013 году мы поняли, что строительство — это не тот вид деятельности, которым мы хотели бы заниматься всю жизнь, и полностью переключились на работу с мотоциклами. В байк-тусовке меня многие знают, а вот когда появились клиенты «с улицы», многие просили «позвать кого-нибудь из мужчин». Я к этому совершенно нормально отношусь. С техникой взаимодействует Павел, а с людьми — я.
N: — Оборудовать кастом-гараж — это серьезное капиталовложение? Л.М.: — В нашем случае было не очень сложно, так как оборудование и многие материалы у нас уже были в строительной фирме — это оборудование и станки по обработке металла. Когда мы начинали работать в строительстве, нам требовалось всего 200 тысяч рублей для выполнения первого заказа, эта сумма многократно окупилась. На базе этих ресурсов мы и открывали впоследствии нашу мастерскую.
N: — Мотоциклы оказались выгоднее строительства? Л.М.: — Конечно же, нет. Строительство приносило на порядок больший доход, но на порядок меньшее удовлетворение от процесса, хотя сейчас мотобизнес развивается и стремится к высокому доходу. Понятие «хороший доход» для всех разное. Мы рассматриваем наш бизнес с точки зрения прогресса, а он, несомненно, есть — и стабилен. Это лучшая перспектива для молодого предприятия.
N: — В итоге у вас получился традиционный семейный бизнес? Л.М.: — Без Пашиных золотых рук и гениальных инженерных идей я не смогла бы открыть свой бизнес. А Павел без меня не смог бы организовать свое любимое дело так, чтобы оно приносило не только удовольствие, но и доход, причем неплохой. У него техническое образование, в строительной фирме работал главным инженером и техническим директором. Мой талант — в организации и руководстве процессом, его — в творчестве и генерации идей. Мы не только деловые партнеры, но и семья уже больше 10 лет.
N: — Кто ваши клиенты и насколько востребованы услуги кастомайзинга? Л.М.: — В силу того, что на логотипе у нас присутствует мотоцикл — чоппер, да и название мастерской содержит термин choppers, у многих не знакомых с нами клиентов складывается впечатление, что мы работаем только с данным классом мотоциклов. Каждый второй новый клиент спрашивает: «А вы и спорты чините, обслуживаете?» На самом деле мы дорабатываем практически любую мототехнику — от настоящих раритетов до повседневных мотоциклов. На нехватку клиентов не жалуемся, а итоговый бюджет колеблется от нескольких тысяч рублей до очень солидных сумм.
Самые частые заказы на любые классы мотоциклов — это, условно говоря, «красота и безопасность». В случае ДТП пилота и машину защищают дуги, они должны быть надежными, но при этом многим хочется еще и эстетики, которой у крупных производителей либо нет, либо цена вопроса и время исполнения выходят за рамки разумного. Мы занимаемся производством дуг безопасности, клеток защиты двигателя. Средняя цена — 9–10 тысяч. На втором месте — красивый звук. Это не только внимание прохожих, но и безопасность. Мотоцикл с громким/красивым звуком (выхлопом) всегда заметен на дороге. При этом выполненные непрофессионально доработки — это всего лишь усиление звука, а значит, результат не вызовет ничего, кроме раздражения у людей и придирок со стороны ГИБДД. Профессиональный тюнинг подразумевает доведение звука до нужного тембра, настройку направления и громкости в рамках законодательства. Для выставочных экземпляров, конечно, нормативы не важны. Средняя цена на выхлоп — 12–15 тысяч. Ну и, конечно, все для комфорта — спинки, сиденья, багажники, сумки.
Этой весной, когда многие водители столкнулись с проблемами при оформлении ОСАГО, г-жа Мацук начала сбор подписей под жалобами в разнообразные инстанции. Инициатива вылилась в серию массовых акций, когда водители в сопровождении видеооператоров организованно требовали в офисах страховых компаний продать им полисы.