Негосударственный подход
Всем отдыхавшим на Черном море российским автомобилистам это лето запомнилось многочасовой пробкой на трассе М-4 «Дон», вызванной реконструкцией участка между Батайском и с. Самарским. Заказчик реконструкции — государственная компания «Автодор» — не продемонстрировал в своей работе государственного подхода, подразумевающего заботу о минимизации потерь в экономике от простоя транспорта, не говоря уже об интересах частных автомобилистов.
Летом, особенно с июля, поток автомобилей на М-4 заметно возрастает. Это главная трасса, по которой жители не только Ростовской области, но и других регионов могут проехать к черноморскому побережью. В этом году из-за кризиса, а также из-за взлета патриотических настроений многие отказались от заграничных туров, предпочтя им поездку на курорты Краснодарского края и Крыма. Однако уже в дороге их духоподъемное настроение было серьезно подпорчено.
Трудностями на трассах отечественных автомобилистов удивить сложно: та же М-4 в Краснодарском крае постоянно ремонтируется, чем доставляет неудобства. Однако в этом году реконструкция участка между Батайском и Самарским, затеянная госкомпанией «Автодор», по всей видимости, побила все антирекорды. Уже в первых числах июля в районе полуночи на пробку в этом месте уходило более часа. Дальше — больше. Днем туристы изнемогали под палящим солнцем в заторе помногу часов. Нервозная обстановка привела к нескольким серьезным авариям, где были пострадавшие.
Только 1 августа на сайте Министерства автодорог Ростовской области появилась схема объезда реконструируемого участка, а также рекомендации МЧС водителям: проверить техническое состояние машины и обязательно взять с собой достаточно прохладной воды и лекарства.
На сайте «виновника торжества» за все лето были только две новости о случившемся в конце июля ДТП с участием пассажирского автобуса и попутного грузового автомобиля, а также о ликвидации его последствий. Ни извинений за создание ситуации, близкой к чрезвычайной, ни пояснений о причинах ее возникновения, ни попыток приоткрыть свои планы на будущее. Все-таки реконструкция продлится до конца 2016 года, т. е. проблемы не исчезнут и в следующем отпускном сезоне.
Как сообщил N специалист, знакомый с ситуацией и попросивший об анонимности, трассу можно было реконструировать иначе, чтобы не создавать огромных препятствий автомобилистам. Для этого надо было проектировать дорогу с другими параметрами. Например, закладывать более широкую разделительную полосу и обочины. И эти рекомендации были у «Автодора» в обосновании инвестиций, однако заказчик, вероятно, не поставил проектировщику цели минимизировать неудобства автомобилистам. Конечно, такой вариант реконструкции был бы дороже, но, по словам собеседника N, это окупилось бы в дальнейшем. В таком случае не тратились бы большие деньги на прокладку временных дорог и другие бросовые работы. Кроме того, кто может подсчитать текущие потери экономики от простоя коммерческого транспорта в многочасовой пробке в течение нескольких месяцев? Это государственная проблема, но ведь и заказчик не частная лавочка, поэтому должен уделять внимание таким вопросам.
Как сказано на сайте «Автодора», к миссии компании относится «формирование инфраструктурной базы модернизации экономики, перехода к инновационной модели развития общества». Однако на практике преобладают другие цели, среди которых «извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог».