«На кино сейчас мода, но до понимания бизнеса еще далеко»
Владелец киностудии «Идиллия» Иван Балыкин рассказал о своем видении кинопроизводства в Ростове.
N: — В Ростове кинобизнес все же есть?
И.Б.: — Он, скорее, будет. На кино сейчас мода, но до понимания бизнеса еще далеко; сейчас это желание — делать кино, делать его профессионально и показывать на большом экране. И достаточно много людей к этому идут. В Ростове желающих участвовать в кинопроцессе предостаточно. Но так как ростовских студий мало и, главное, пока прибыльности от ростовского кино почти нет, то все, кто участвуют, делают это из любви к искусству. Большинство непрофессионалы, но стараются. Есть люди, которые не заканчивали никаких институтов и нигде не учились, но работают на площадке очень близко к профессиональному уровню, как говорится, от Бога. Но на стадии проката возникает самая большая проблема, причем не только у ростовского, но и у всего российского кино. Если нет огромного рекламного бюджета, мощной информподдержки, прокатчикам фильм не интересен. Но не всем же снимать многомиллионные блокбастеры. Тем более у зрителя уже наступило, как мне кажется, пресыщение американским кино, есть запрос на интересные истории, а не на бесконечные однотипные франшизы. И сейчас эту нишу займет кино европейское, если отечественным производителям нечего будет предложить. Ростов в этом плане в хорошей позиции: у нас есть и интересные сценаристы, и хороший актерский потенциал, у нас есть профильные учебные заведения и, что тоже важно, бескрайняя поддержка самих ростовчан. Я уверен, массовое кино у нас снимать можно и можно на этом зарабатывать.
N: — Ваша киностудия — хобби или бизнес-проект?
И.Б.: — Бизнес-проект, выросший из хобби. Она появилась еще в 1996 году, для души, а сейчас я полностью перешел из строительного бизнеса в кино и планирую выйти на стабильную прибыль. Конечно, производство кинофильмов на данном этапе скорее имиджевое решение, основной доход приходит от частных съемок, но именно по художественным фильмам потенциальные клиенты могут судить об уровне нашего профессионализма.
N: — Какие потребовались инвестиции?
И.Б.: — Существенные. И они требуются постоянно. Мне не хотелось бы озвучивать объемы вложенных личных средств, но они сопоставимы с суммами, требующимися для многих серьезных начинаний, таких как строительство или производство. Для открытия киностудии нужно, как и в любом бизнесе, современное качественное оборудование: камеры, свет, штативы, микрофоны, компьютеры, стойки, отражатели, рассеиватели, рации и так далее... Только тут не предусмотрено никаких систем льготных ставок, лизинга или дотаций. И экономить на оборудовании, а тем более на специалистах, которые им умеют пользоваться, нельзя. Нетипичная статья затрат — юридическое сопровождение соблюдения и охраны авторских прав. У нас в этой сфере все очень запутанно, поэтому нельзя пренебрегать оформлением документов.
N: — «Идиллия» — прибыльная киностудия?
И.Б.: — Мы, скорее, выживаем — ищем пути выходов на инвесторов и, главное, продюсеров, на прокаты фильмов в кинотеатры. О прибыльности говорить нельзя, даже об окупаемости, потому что все заработанные средства незамедлительно вкладываются в дальнейшее развитие. Но мы развиваемся, идем к цели, имея огромное желание. Я бросил строительный бизнес чтобы заняться любимым делом — кино. И пойду в этом до конца.
N: — Конкуренция уже сформировалась?
И.Б.: — В кинопроизводстве — нет, все дружат и друг другу помогают. В сфере свадебной фотосъемки — другое дело, рынок перенасыщен предложениями, поэтому конкуренция жесткая. Но и там можно найти свою нишу, было бы желание. В Ростове несколько видеостудий, но большинство дальше свадебных съемок не развиваются. Таких, которые снимают именно кино, по крайней мере пытаются, и могут показать свое портфолио, в данный момент знаю две. Короткометражки снимали несколько студий, но, кажется, все бросили это дело.
N: — Ваши картины участвуют в кинофестивалях?
И.Б.: — Я в фестивали не верю. Увы, то, что сейчас проводится, это скорее повод встретиться и поболтать, чем какой-то рабочий момент. Реальной пользы для профессионального роста я не вижу. Проходят творческие встречи: режиссер рассказывает о поиске композиции кадра, о подборе актеров, какие-то случаи пересказывает, а о главном — о взаимодействии с продюсером, о выборе целевой аудитории, о перспективах проката — не говорит. Другой пример: цветистый рассказ о съемках в нескольких странах, о том, как все здорово получилось, а о том, будет ли картина в прокате, — ни слова. Цели декларируемые и реальные явно не совпадают. Из самого яркого: в рекламе фестиваля значатся «развитие киноиндустрии в г. Ростове-на-Дону и продвижение российского кино в мировой прокат», и при этом ростовский фильм — спортивную, мотивационную, наконец, патриотическую драму о греко-римской борьбе «До конца», снятую при поддержке Федерации спортивной борьбы Ростовской области и лично олимпийского чемпиона Вартереса Самургашева, — в программу фестиваля не берут и даже не смотрят. О каком развитии кинематографа Ростова может идти речь? Так что я не считаю целесообразным работать с оглядкой на тот или иной фестиваль, делать фильм специально под участие.
N: — Недавно вы объявляли об участии киностудии в некоем проекте, но подробности так и не рассказали. Что произошло?
И.Б.: — Действительно, мы приступаем к съемкам пилотной серии нового проекта, и я очень бы хотел об этом рассказать, но условия контракта с нашими партнерами запрещают любое распространение информации. Одно могу сказать — думаю, такого в Ростове точно не снимали. Уверен, проект будет интересным...