Концерт утопающих
В Молодежном театре состоялась премьера сюрреалистической пьесы «Оркестр Титаник» — трагикомедии о жизни, катящейся под откос.
22–24 ноября на большой сцене Ростовского областного академического молодежного театра (РОАМТ) состоялась премьера новой постановки главного режиссера театра Михаила Заеца — «Оркестр Титаник» по одноименной сюрреалистической пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Пьесу играют двумя составами, то есть в ней задействованы почти все актеры РОАМТа. Жанр спектакля обозначен в программке не как трагикомедия (чем, по сути, является), а как many-man show, что совершенно напрасно наводит на мысли о легкомысленных эстрадных поп-концертах. Спектакль очень динамичный: полтора часа без антракта пролетают на одном дыхании. Как сообщает один из персонажей, оркестр, игравший на палубе «Титаника» для поднятия духа обреченных, еще десять минут продолжал свое выступление после того, как корабль затонул. «Оркестр Титаник» — ключевая метафора истории о компании отщепенцев, живущих на заброшенной станции, где поезда никогда не останавливаются. Главному герою Доко из-за личной трагедии нужно постоянно пить, чтобы заглушить боль и не впасть в ярость. Его друг Мето — бандит, забияка, лелеющий тщетные планы ограбления поезда. Подружка Мето оборванка Люба говорит: «Все женщины суки, и я в том числе». Ей лучше всех удается добывать алкоголь. С ними отчаявшийся станционный смотритель Луко — самый ненужный человек на свете. Его возлюбленная — порванная резиновая кукла, выброшенная из окна поезда. К ним судьба забрасывает Харри — фокусника, гипнотизера и немного кудесника. Не менее маргинального, чем остальные: свои чудеса он творит только будучи мертвецки пьян. Он ставит компании диагноз: эта станция есть часть нашей души, мы никуда от нее не денемся. И предлагает в качестве выхода исчезновение: чем такая жизнь — лучше на полном ходу соскочить с подножки с музыкой. Перемещение маргиналов в страну иллюзий мало кого оставит равнодушным: все мы когда-то выбирали побег или, по крайней мере, мечтали о таком выборе.
Этот спектакль совершенно в духе Молодежного театра, каким мы его полюбили, — театра, где были поставлены «Собаки», «Чайка», «Гамлет», где родилась «Очень простая история», где на малой сцене шел абсолютный шедевр «Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна». И в общем, неудивительно, что режиссер захотел задействовать в нем как можно больше артистов — в «Оркестре Титаник» играют два состава, что для РОАМТа необычное явление. Сложно сказать, который лучше. К примеру, Харри Николая Ханжарова обаятельно демоничен и авторитарен — таким и должен быть фокусник, Юрий Филатов создает на сцене образ печального философа, факира-неудачника — совершенно в духе пьесы. Если Люба «молодуха» Людмилы Мелентьевой, узнав, что «станции нет, и поезда нет, и меня нет», начинает хоть и нервно, но радостно хихикать, то Любе «тетке» в исполнении Светланы Лысенковой вовсе не улыбается перечеркнуть все, что прожито. Каждый состав по-своему хорош. К слову, спектакль располагает к тому, чтобы посмотреть его дважды: в первый раз — чтобы быть захваченным сюжетом, во второй — чтобы, уже зная сюжет, разбираться в мелочах, всматриваться в детали (отдельное спасибо сценографу Алексею Паненкову за настоящий дождь на сцене, от которого — мурашки по коже).
Ближайшее представление состоится 22 декабря.