Киноизнанка на сцене театра
В Музыкальном театре прошла премьера оперетты «Баядера», в основу обновленного сюжета легла жизнь современных кинозвезд.
Канны в преддверии фестиваля, в фойе отеля «Карлтон» звезды киноиндустрии. Так начинается 77-я постановка ростовского Музтеатра — оперетта «Баядера» Имре Кальмана. Специально для нее московский автор Николай Денисов написал новое либретто. В нем сохраняется тема Индии, но главный герой уже не принц Раджами, а успешный актер Болливуда. Все сюжетные коллизии также связаны с особенностями современного кино. Руководителем трехактной постановки стал режиссер Мариинского театра Алексей Степанюк. По признанию директора Музтеатра Вячеслава Кущева, идея сделать новое либретто взамен созданного в 1921 году была связана не только с тем, что многие детали устарели и стали скорее непонятны, чем смешны, но и с желанием вывести на сцену больше актера:
— В классической версии героев — пальцев одной руки много, чтобы сосчитать. А у нас так много хороших артистов, только из хора задействовано 45 человек. В то же время на сцене нет толпы, лишних людей. Режиссер-постановщик абсолютно каждому рассказал подробную историю жизни его героя, обозначил особенности характеров.
Авторы ростовской «Баядеры» перенесли действие в более позднее время. Но вот в какое именно — нет однозначного ответа. Герои носят костюмы в духе 1920-х и 1950-х годов, но при этом пользуются ноутбуком; упражняются с чугунными гантелями середины XX века в интерьерах того же времени и со знанием дела говорят о пластической хирургии. Их диалоги содержат шутки на злобу дня и отсылки к другим музыкальным и литературным произведениям.
— Новый текст получился более острым, зубастым, — отмечает главный дирижер Музыкального театра Андрей Аниханов. — Зритель услышит в нем и цитаты из фильмов, и классические постулаты марксизма-ленинизма. Музыку мы практически не трогали, только переставили некоторые номера в партитуре. А кроме того, добавили вставки народной индийском музыки. «Баядера» Музтеатра разделена на 3 действия, каждое из которых насыщено танцами. Причем исполняет их не только балетная труппа, но и артисты хора, часто далекие от балетных габаритов. Но именно их номера выглядят особенно трогательно и органично. Хореограф постановки Давид Авдыш признался, что ласково прозвал поющих танцоров «хор-де-балет».
Создатели спектакля говорят, что вне зависимости от того, станет ли «Баядера» успешной, они останутся довольны и стыда за свою работу не испытают. По мнению Алексея Стапанюка, жанр оперетты, для которого характерны злободневность и непритязательность сюжета, довольно сложен в работе:
— Здесь очень легко скатиться до пошлости. Оперетта — это искусство для блондинок. А что касается оценки критиков, у нас в Мариинке в какой-то момент дошли до того, что есть две, а то и больше версий самых известных спектаклей: для критиков и для людей.
В новом театральном сезоне увидеть «Баядеру» на сцене Музыкального театра можно будет уже в 20-х числах сентября.