Хуже террора
За 10 месяцев в ДТП на дорогах области погибли 559 человек. Подобные трагедии давно стали будничным делом, и теряем мы в них гораздо больше, чем от террора. Внимания этой проблеме власть уделяет пока не в пример меньше.
15 ноября в Ростове прошли мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП. В совместном автопробеге участвовали автомобили ГИБДД, МЧС, ростовских автошкол и представителей СМИ. На Театральной площади студенты выстроились в число «559». Именно столько жизней забрали донские автодороги за десять месяцев текущего года. Учащиеся школ в память о 23 погибших сверстниках выпустили в небо 23 белых воздушных шара. Дети вручали водителям и пешеходам бумажных ангелов, сделанных своими руками.
Печалит то, что уже через два дня после акции люди продолжали гибнуть, пополняя страшную статистику. Судя по данным донского ГИБДД за 10 месяцев, цифры продолжают оставаться высокими: 4344 аварии (–10,6% к аналогичному периоду прошлого года), погибло 559 человек (–24%), ранено 5487 (–8,3%). Вряд ли улучшение отчетности ГИБДД за 10 месяцев может как-то успокоить. По большому счету, за 10 лет смертей на дорогах области не стало существенно меньше, а число ДТП и раненых ощутимо выросло. В 2014 году в Ростовской области было зафиксировано 5798 ДТП, что на 27% больше, чем в 2004 году, погибших в ДТП — 892 (–6%), раненых — 7120 человек (+32%).
В том, что существенного улучшения ситуации не произошло, можно легко убедиться. При попытке задать в интернете запрос «купить права» поисковая система тут же формирует за вас несколько видов запросов полностью. И на первом месте, как правило, самый популярный: «купить права в ГАИ цена». ГАИ уже нет, а протоптанные годами дорожки остались. Согласно статистике, в 80–90 процентах случаев смертей на дорогах виноваты водители.
Недавний скандал в руководстве донского ГИБДД наглядно вскрыл его «кухню». Депутат Хинштейн, который приехал разбираться в ситуации, подробно рассказал журналистам «МК» о выстроенной системе поборов.
Понятно, что у ГИБДД не было никакой мотивации вешать камеры и развивать автоматизированные системы регистрации нарушений ПДД. Ведь это совсем другая работа. Возможности брать мзду резко сокращаются.
Изменилось ли что-то в местном ГИБДД, судить пока сложно. Сложившаяся система так просто не исчезнет. Слишком много сограждан убеждены в том, что человеку с палочкой на дороге нужно платить. Я видел сам, как для некоторых молодых людей первая взятка на дороге становится чем-то вроде первой сигареты на ложном пути к взрослению. Отдавая эти грязные деньги, они еще не видят проступающих на них крови и слез жертв.
Не удивительно, что сотрудники ГИБДД стали в общественном сознании чем-то вроде путан, разговор с которыми короткий. Нарушил — заплатил — поехал.
Неуважение к дорожной полиции выказывают не только автолюбители, но и местные чиновники. Заочные пикировки между мэрией и ГИБДД — обычное дело. Там, где должно быть сотрудничество, — часто непонятное стремление мериться авторитетом. В том, что сотрудничества нет, легко убедиться на перекрестке Горького и Крепостного, где пешеходная зебра упирается в газон. Подобных случаев в городе много, о чем уже пеняло властям ГИБДД. Но что такое это ГИБДД? Мы им позвоним и поставим на место! Ведь мы авторитетные люди! И вот авторитетные люди продолжают ездить по встречке, садиться пьяными за руль и убивать других не менее авторитетных людей нашего города. И никто их за это в тюрьму не сажает. Потому что действует не закон, а негласная табель о рангах. Бывший федеральный судья — это, конечно, больший авторитет, нежели какой-то там профессор филфака. Такое положение вещей, на мой взгляд, и есть одна из самых больших угроз национальной безопасности. И, судя по количеству жертв ДТП, никак не меньшая, чем «ИГИЛ»*.
*Организация запрещена в России