г. Ростов-на-Дону
23 ноября 2024 04:53:38
102.58
107.43

«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»

Ростовский коллекционер живописи Александр Стрелецкий собирает работы ростовских художников 40 лет. В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской открылась выставка работ из его коллекции, которая продлится до 12 октября.

В коллекции Александра Стрелецкого около 200 работ, в том числе таких известных ростовскому зрителю художников, как Тимофей Теряев, Михаил Абрамов, Владимир Рябчиков, Алексей Шагинов, Владимир Карначев и других. Арт-рынок в Ростове, по мнению коллекционера, не развит, находить интересные работы ему всегда помогало личное общение с широким кругом художников.

N: — По какому принципу вы отбирали работы на выставку?

А.С.: — Марина Алексеевна Приходько — директор музея — позвала меня и сказала: мы давно собирались сделать выставку из твоей коллекции. Я спросил: «Как бы вы хотели ее видеть?» Она сказала: «Разнообразной». Я сделал фотографии, ее все устроило. Никакой особой идеи не было заложено. Я смотрел на стены и размышлял: что бы я хотел показать?

N: — Расскажите о работах «Голова быка» и «Света».

А.С.: — Это художник Сергей Кулик, парень который учился в училище им. Грекова, не доучился, заболел шизофренией, получил инвалидность, уехал к матери в Азов и получал 900 рублей пенсии, из них 500-600 рублей тратил на лекарства. Все происходило в девяностые годы. Я покупал рис, макароны, тушенку, деньги брать было нельзя, потому что они у него сразу превращались в алкоголь. Художник Михаил Абрамов собирал краски, кисточки, и раз в полтора-два-три месяца — как только у нас появлялось филантропическое настроение — мы ехали к Кулику. Несмотря на болезнь и жутчайшую нищету, он все равно продолжал работать. Одну работу он мог писать три года, в конце концов я говорил: хватит поправлять, я покупаю. У меня есть несколько его работ, не все выставлены в музее.

N: — Еще я обратила внимание на ранние работы Владимира Рябчикова.

А.С.: — Владимир Рябчиков сегодня очень успешный художник. В моей коллекции его ранние, ростовские работы. Теперь он живет и работает в Москве. Продажа картин позволила ему купить дом в Подмосковье, квартиру в Москве, хорошую машину, он ездит по всему миру со своими картинами. Сейчас он стал другой. Мне не совсем нравится, какими стали его работы. Хотя мастерство его повысилось в десятки раз. В Ростове каждый год проходят одна или две выставки Рябчикова, можно увидеть новые его вещи. Каждая — красивая, позитивная, «богатая», как говорят в Ростове — такой продукт продается гораздо активнее, чем драматичные, или трагичные, или какие-то философские работы.

N: — Драматизм — это, наверное, то слово, которое я бы использовала для описания выставки работ из вашей коллекции.

А.С.: — Прекрасное слово.

N: — Каков круг ваших интересов сегодня?

А.С.: — Долгие годы я был поклонником художника Михаила Абрамова и остаюсь им до сих пор. Абрамов — мой современник, мы с ним приятели. Так получилось в моей жизни, что я пересекся с творчеством Тимофея Теряева (годы жизни — 1919-2001), увлекся и собрал большую коллекцию его работ. На открытии выставки про меня говорили лестные и не совсем правильные слова — что я спас их от забвения, но на самом деле ни от чего я их не спас: они бы были, просто у других людей. Поскольку я пенсионер, сегодня я практически не пополняю коллекцию, но она пополняется сама — у меня много знакомых среди художников и время от времени они одаривают меня своими шедеврами.

N: — Сколько художников сегодня в вашей коллекции?

А.С.: — Наверное, 15-17 — точно не скажу, я не веду такой учет. В основном это ростовчане.

N: — А каково количество единиц в коллекции?

А.С.: — О, боюсь, это сложно посчитать. Вот есть у меня папка с рисунками, в ней 32 рисунка. Так как считать — это одна папка или 32 единицы хранения? Живописных работ которые можно развесить по стенам — 150-200. Как раз в день открытия выставки я вспомнил, что первая картина появилась у меня 40 лет назад.

N: — Как часто их можно увидеть в ростовских музеях и галереях?

А.С.: — Я не прилагаю усилий к этому. Но судя по тому, что художники в очереди выстраиваются, чтобы организовать выставку, думаю, попасть туда не так просто.

N: — Кто повлиял на ваши эстетические пристрастия как коллекционера?

А.С.: — Когда я был школьником, в каждом номере журнала «Огонек» публиковались репродукции художников. Мама рассказывала мне об этих работах и в конце концов заинтересовала меня. Михаил Абрамов — 5 его работ на выставке из моей коллекции в МСИИД — первый большой художник, с которым я познакомился, и во многом он сформировал мои взгляды на искусство, мои вкусы. Он очень интересный человек. Мизантроп, интеллектуал. Картины его мне нравятся до сих пор. Несмотря на материальные взлеты и падения, которые у него были, он всегда оставался бескомпромиссным художником — его не интересует, продастся его работа или нет, его работы (живопись, фотография и скульптура) — это всегда творчество и поиск своего языка. Это про многих художников можно сказать, но у него это ярко получается. Приезжая к нему в мастерскую через несколько месяцев после последней встречи, я часто поражаюсь тому, что обнаруживаю там.

N: — Насколько, по вашему мнению, коллекционирование популярно сегодня?

А.С.: — Все коллекционеры, которых я знаю, были коллекционерами и 10 лет назад.

N: — Было ли время, когда коллекционирование было популярным и все стремились этим заниматься?

А.С.: — Да, конец XIX — начало XX века — расцвет капитализма и коллекционирования (смеется). По-моему у Вальтера Беньямина есть эссе о коллекционировании, где он предполагает, что капитализм связан с анальной стадией развития человека — фаза накопления и удержания в себе. Эта отрицательная характеристика, очевидно, и ко мне относится.

N: — Мне встречалась информация о том, что в 1990-е годы многие в России начали собирать предметы искусства, потому что появилось много людей, желающих продать их в связи с бедственным положением.

А.С.: — Есть коллекционирование как вкладывание денег — и тогда человек с деньгами стремится купить у бедствующих людей. Я этим никогда не интересовался. У меня нет такого опыта.

N: — То есть для вас это не бизнес?

А.С.: — Для меня это своего рода зависимость. Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность. Она тебя радует, ты бегаешь вокруг нее, каждое утро просыпаешься — и она нравится тебе при восходе, при закате, при другом свете. А через месяц она становится одной из твоей коллекции. И тебе уже нужна новая, которая тебя будет радовать так же.

N: — Есть условия, при которых вы готовы продать вашу коллекцию или часть ее?

А.С.: — Я готов продать в любую секунду. С этими картинами я прожил уже долго, они отпечатались на сетчатке моего глаза навсегда. Если гипотетический покупатель скажет: я беру все, что вы выставили в музее, если мы сойдемся в цене, у меня появятся деньги, чтобы снова испытывать радость от приобретения новых картин.

N: — С точки зрения коллекционера, какими произведениями искусства богат Ростов?

А.С.: — Это настолько субъективно! Десятерых спросите — и каждый даст свой ответ. Один скажет: «Владимир Чекмарев — гений», другой скажет: «Александр Чернов — гений!», я скажу: «Тимофей Теряев всех за пояс заткнул». Это очень субъективно и не отражает реальную картину.

N: — А кто знает реальную картину? Она есть?

А.С.: — Ее не существует.

N: — Как раз в день открытия вашей выставки куратор галереи «Ростов» Ирина Ровер рассказала мне об открытии в ее галерее зала частных коллекций. Они привлекают к сотрудничеству искусствоведа и помогают с оформлением документов. Ее подтолкнуло к этому общение с людьми, которым нравится живопись, они готовы вкладывать деньги в коллекционирование, но не знают, с чего начать. Много ли таких предложений на рынке?

А.С.: — Немного. В Ростове на сегодняшний день действуют только галерея «Экспозиция», «М-Галерея», Музей современного искусства на Дмитровской и галерея «Ростов». Пальцы на одной руке еще не кончились, а галереи я уже все перечислил. Другое дело, что опытный коллекционер покупает работы в галерее разве что для престижа, чтобы его знали как коллекционера, в основном же ищет и находит их другими путями. В том же зале частных коллекций, как я понимаю, можно увидеть только те работы, которые коллекционеры хотят продать, избавиться от них.

N: — Есть ли в Ростове клуб коллекционеров живописи, куда мог бы прийти неофит?

А.С.: — Когда-то меня привлекала идея создать такой клуб в Ростове, но это вылилось в хорошую дружескую пьянку. После трех заседаний я решил, что клуб не получается. Коллекционеры замкнуты, они гобсеки которые трясутся над своими сокровищами. Это все люди, избегающие публичности.

N: — Другие коллекционеры организуют выставку своих работ?

А.С.: — В Ростове есть прекрасные коллекции. Но, как я уже сказал, в основном коллекционеры — не публичные люди, я — скорее исключение. Впрочем, если к коллекционерам обращаются, они дают 3-5 своих работ.

N: — Непубличность связана с опасностью — большое количество ценных вещей находится у одного человека?

А.С.: — Это смешно, ну вот какой-то злоумышленник украл картину, что он с ней сделает? Куда ее можно деть? Лучше украсть часы или телефон...

N: — Но он может попробовать продать в антикварном салоне?

А.С.: — Да, и через 15 минут на него наденут наручники.

N: — Неужели в салоне знают в лицо все работы и их владельцев?

А.С.: — Не совсем так. Многие в этой среде знают о многих. Я знаю все картины Теряева, которые в Ростове есть — где, у кого. Часть из них у меня есть на фотографиях, потому что я увлекался этой темой и собирал информацию.

N: — Охарактеризуйте инфраструктуру рынка искусства в Ростове.

А.С.: — В Ростове рынок искусства абсолютно отсутствует. Четыре галереи. В Краснодаре, где население меньше, — 32 галереи. Наши галереи я все назвал.

N: — У вас есть предположение, с чем связано такое небольшое количество галерей?

А.С.: — Это складывалось столетиями. Екатеринодарцы о своем городе с гордостью говорили: «Наш маленький Париж», а ростовцы говорили: «Наш маленький Чикаго».

N: — А другие посредники на арт-рынке есть?

А.С.: — Я не знаком со всеми арт-дилерами. Но из тех, кого знаю, — это как правило люди которые стараются купить оптом недорого 10-20-50 картин, этюдов и потихоньку распродавать по реальной цене. Арт-дилеров, которых мы знаем из зарубежной истории искусства, которые продюсировали, подталкивали художников, ориентировали их, — я таких не знаю.

N: — Насколько развита в Ростове искусствоведческая экспертиза?

А.С.: — Если ты коллекционируешь имя и важно, чтобы кто-то авторитетный подтвердил авторство, то найти искусствоведа можно. Мое личное мнение — экспертиза не важна. Все-таки коллекционирование для меня — это не имена, это работы, которые хочется приобрести.

N: — Если коллекционер хочет собирать ростовских художников, современных, как ему понять, что стоит коллекционировать? Куда пойти и с чего начать?

А.С.: — Ростовских художников очень много и стили очень разные. Возьмите абсолютно реалистичные «Тыковки» профессора, заслуженного художника России Рафаэля Лукьянова в моей коллекции и «Голову быка» Сергея Кулика, тоже из моей коллекции, оба — ростовские художники. Между ними пропасть социальная и пропасть в искусствоведческом смысле. Скорее всего, надо ориентироваться не на ростовских художников вообще, а на того, кто нравится, исходить из своего вкуса, чтобы эти работы радовали. Надо ходить на выставки, искать. Вот я хожу по выставкам, записываю себе в блокнот, кого нужно иметь в виду, у кого большое будущее. Вписываю в план попасть к нему в мастерскую.

N: — Какие книги стоит прочесть человеку, который хочет заняться коллекционированием?

А.С.: — Мао Цзедун говорил: сколько ни читай, императором не станешь. Эту же фразу можно перефразировать про коллекционеров. Если тебя это штырит, — выражаясь жаргонно, — ты коллекционер. Надо заниматься тем, что тебя штырит.

N: — Тогда как становятся коллекционером?

А.С.: — Коллекционирование начнется, если к визуальной составляющей добавится вербальная: если человек с азартом, любовью и восхищением будет рассказывать о работах и будет очевидно, что продажа работы причинит ему боль, если человек будет зажигать остальных, то, возможно, к нему прислушаются. Потому что люди, которые хотят купить произведение искусства, всегда страшно подозрительны.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Культура
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
В музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) открылась выставка «Весь мир театр. Преображение». На ней представлено около 50 работ, выполненных художниками из Франции, Австрии, Германии, Белоруссии, Украины и России.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
Выставка «Школа современный живописи. Игра в классики» открылась в галерее «Ростов» 10 августа. Это проект открытого творческого объединения «Группа лиц». Зрители смогут увидеть как картины, так и видео- и фотодокументацию.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
Выставочный проект Сергея Строганова «Посланники мира», осуществляемый при поддержке Всемирного фонда дикой природы в рамках проекта «Панда-команда», с 13 сентября представлен в Областном музее изобразительных искусств на пр. Чехова, 60.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
В выставочном зале Союза художников России открылась персональная выставка художницы Олеси Майдибор. Впервые здесь собрана коллекция из 60 работ под названием «От этюда до картины», на которых запечатлены разные стороны жизни региона. Некоторые из них будут представлены на Всероссийской выставке, которая в скором времени пройдет в Москве.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
В Ростовском областном музее изобразительных искусств состоялось открытие персональной выставки современного художника и музыканта Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма».
Просмотров: 7593

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
Сотрудники агрохолдинга «Степь» провели акцию, посвященную международному Дню доброты. В Ростове, рядом с главным офисом компании организовали развлечения и раздавали подарки. Более 2 тыс. человек поделились друг с другом добрым настроением. Как отмечают в холдинге, добрые дела не только праздничная, но и повседневная практика его работников. Уходящий 2024 год в организации объявили Годом волонтерства.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
К 24 ноября филармония и Ростовский музей изобразительных искусств (РОМИИ) подготовят концерт «Он хотел написать небо». Мероприятие посвящается 165-й годовщине со дня рождения Николая Дубовского. Он родился на донской земле, состоялся как петербургский художник-передвижник, академик и хотел основать картинную галерею в Новочеркасске.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.
В городе
«Каждый месяц покупаешь новую картину, она — как новая влюбленность»
В 2024 году исполняется 85 лет со дня основания ростовского областного отделения Союза композиторов (СК) России. Музыканты и искусствоведы из разных регионов приедут в донскую столицу, чтобы показать свое мастерство и обсудить творческие вопросы.