Экспонаты трогать разрешается
Директор Музея истории Северо-Кавказской железной дороги Владимир Бураков рассказал N об уникальных экспонатах, работе с туристами и о том, как в музей попадают редкие экспонаты.
Музей истории СКЖД открылся в 2003 году и широко известен туристам под названием «музей паровозов». Этот музей — единственный в стране, обладающий коллекцией регулярно эксплуатируемых исторических составов.
N: — Помимо школьников на кого ориентирован музей? В.Б.: — Постоянные клиенты — это киношники. Они оплачивают, мы под их потребности готовимся, формируем состав, соответствующий историческому периоду. Как правило, нужны не только паровозы и вагоны, нужны неэлектрофицированные ветки, старые станции для полного исторического соответствия. Один раз совершенно неожиданно приехала свадьба с просьбой пофотографироваться. Первые невесты лазили по паровозам, пачкали свои роскошные платья и почему-то были ужасно довольны. Иногда приезжают на уникальных ретроавтомобилях — такие свадьбы мы пускаем внутрь. Был интересный случай: одна свадьба приехала на Willys MB, том самом «виллисе», американском ленд-лизовском автомобиле. Мы специально просили подогнать машину к нашему экспонату. У нас есть уникальный паровоз того же периода также американского производства.
N: — Как удается постоянно пополнять коллекцию? В.Б.: — Паровоз — это очень много металла, у некоторых чешутся руки, нет понимания ценности. Сейчас уже абсолютным раритетом стали паровозы, которые еще десять лет назад считались распространенными. В конце прошлого года была совместная большая экспедиция нескольких музеев, и подобного никто не видел уже более 70 лет. Это американские паровозы, которые были получены в рамках ленд-лиза, они приходили в порт Владивосток, там их разгружали и перегоняли на запад на прифронтовые участки. Мы повторили такую же переброску. Конечно, своим ходом на такие расстояния раритеты не ездят — потребуется огромное количество угля, воды, постоянное обслуживание. Затраты на пересылку паровоза в «горячем состоянии» (своим ходом. — N) огромны. Экспонаты подготавливаются к движению: экипажная часть, тормозное оборудование, все механизмы приводятся в безопасное положение, чтобы ничего не выходило за габарит. Огонь не горит, вода не кипит, сопровождает команда проводников, которые каждые 100 километров проверяют, «мажут буксы». Современный тепловоз тянет несколько раритетов. Мы с Дальнего Востока везли семь паровозов, ехали по стране и отцепляли в городах для музеев. Вид этого поезда был совершенно необычный. В конце «висел» старенький вагон 1940 года, где находились специалисты. Кстати, этот вагон приехал именно в Ростов.
N: — Когда можно будет увидеть новые экспонаты? В.Б.: — Они уже в музее, сейчас еще в масле после транспортировки. К лету начнем реставрацию. Смотреть на них уже можно, но залезать пока не стоит.
N: — Как происходит реставрация? В.Б.: — В прошлом году закончили реставрацию одного из редких вагонов, очень долго искали на него техническую документацию. Это самый старый вагон, сохранившийся на железных дорогах России, он построен в 1869 году английским заводом «Глостер». Завершается внутренняя отделка, скоро можно будет и внутрь пройти. Задача не просто покрасить паровоз или вагон, а полностью воссоздать исторический облик, да еще так, чтобы ничего не ломалось, было безопасно для посетителей. Очень сложно бывает найти «финтифлюшки» — это наш специальный музейный термин (шучу, конечно), который обозначает всевозможные информационные таблички, ручки, пепельницы, крючки, плафоны.
N: — Раньше в музей ходил ретропоезд. Что с ним сейчас? В.Б.: — Сейчас выезжает регулярно только наш музейный состав «Победа», который в этом году проедет от Миллерово до Минеральных Вод. На поезде «Победа» пассажиров не возят — он состоит из исторически достоверных товарных вагонов, так называемых теплушек. Экскурсионный ретропоезд организовывала московская фирма, не имеющая отношения ни к музею, ни к «РЖД». Они заказывали поезд, формировали группы. Теперь поезд отправится только после полной продажи билетов. Когда поезд ходил несколько раз в неделю, он вызывал массу восторга. Вот уже года три как он не выходит на линию, а все помнят, регулярно звонят, спрашивают. К сожалению, самостоятельно музей не может осуществить такой проект.
N: — В сети появилась информация о ростовском «Кладбище паровозов». Это место имеет отношение к музею? В.Б.: — Это не кладбище, это запасник музея, где находится исторический подвижной состав, где собраны паровозы и вагоны для дальнейшего пополнения экспозиции. Они просто ожидают реставрации. Долгие годы он находился в труднодоступном месте. За последний год, когда информация появилась в сети, мы от мародеров пострадали больше, чем за весь период существования запасника. Теперь работает профессиональная охрана, и тем, кто все же решит туда проникнуть, я бы пожелал попасть в руки охраны раньше, чем в зубы сторожевых собак. Буквально недавно были пойманы очередные охотники за металлом, переданы в полицию, решаем, что с ними делать.
А тем, кто хочет взобраться на паровоз, сфотографироваться, посмотреть поближе, потрогать — ждем в музее. У нас все это можно.