Для чего нужен Ростов?
В минувшие выходные наиболее популярная часть ростовской набережной от Газетного до Буденновского стала пешеходной. В тонкой работе по поиску компромиссов между интересами ростовчан в целом и автолюбителей в частности это один из пока немногих успешных ходов.
Давний и, казалось бы, простой вопрос «для чего нужен город?» давно решен в Европе и постоянно требует мозговых штурмов в России. Ростов когда-то был нужен для контроля над торговлей (таможня) и ее силового прикрытия (крепость). В связи с этим город формировался под обслуживание товарных потоков и нужды гарнизона.
В девятнадцатом веке силу стали набирать местные купцы. Главная улица города Московская состояла из лавок лучших из них.
Советская власть как преемница диктатуры пролетариата создавала для «диктаторов» главное — рабочие места. В ходе бурных лет индустриализации в Ростове появились промышленные гиганты «Ростсельмаш», «Роствертол» и десятки предприятий поменьше. На вопрос «зачем нужен город?» тогда, наверное, не задумываясь, ответили бы: «Чтобы выпускать комбайны, вертолеты и другую нужную стране продукцию».
В девяностые ответ звучал так: «Город нужен для его раздела с целью обогащения». Приватизация и дальнейшее развитие дикого капитализма привели к тому, что едва ли не каждый метр города рассматривался как средство для получения прибыли.
Был и отдельный побочный процесс. Обогащение привело к тотальной автомобилизации ростовских семей. В нулевые и десятые годы можно было смело отвечать на вопрос о городе, что он нужен для автомобилей. Проблема пробок и парковок давно затмила даже тему текущих крыш и роста тарифов ЖКХ. Большинство успешных людей стали требовать от властей только одного — возможности проехать из пункта А в пункт Б даже в дождь и в снег.
Современный Ростов так и соткан эклектично, его разрывают разные интересы. Очень хотелось бы ответить на вопрос о городе так, как это давно сделали в Европе: «Он нужен для удобной жизни его жителей». Последствия такого ответа мы видим, попадая в их прекрасные тихие города с чистым воздухом. У них над головой не летают боевые вертолеты, потому что они давным-давно обязали промышленные предприятия вынести производство далеко за пределы города. Им в лицо не газует какой-нибудь грузовик, потому, что самые лучшие и живописные места города всегда пешеходные.
Да, в Ростове проблемы с пробками, но в споре главы администрации Сергея Горбаня и ГИБДД о набережной я, несмотря на то что езжу каждый день на автомобиле, полностью на стороне муниципалитета. Закрытие хотя бы части набережной, и хотя бы на выходные, и хотя бы только летом на чуть-чуть подвигает нас ближе к благоустроенным европейским городам. Радует, что это делается с осторожностью: в выходные машин в центре в десятки раз меньше, значит, наверняка не будет затора на параллельных Садовой, Горького и Красноармейской. И автолюбители, которым придется пройтись до любимого ресторана от стоянки, поймут это решение, ведь прогулка по благоустроенной набережной должна быть только в радость.
Но нужны следующие шаги. Набережную, так же как и Пушкинскую, нужно стремиться сделать пешеходной на постоянной основе. Мы должны начинать обустраивать город для людей. Тогда не только нам самим будет здесь приятно жить и дети не разбегутся по другим городам, но и приезжие, скажем, футбольные фанаты в 2018-м, напишут в своих «Твиттерах»: «Ростов — это город-праздник!».