«Большая часть заказов уезжает в Германию, Францию, США и Канаду»
Основатель проекта Shrike Armoury Намтар Энзигаль рассказал N, как ростовская мастерская вышла на международный рынок доспехов для исторического средневекового боя. Небольшая домашняя мастерская за год выросла до производства, включающего несколько разных цехов. На данный момент Shrike Armoury специализируется на изготовлении титановых доспехов, щитов и тренировочного снаряжения для полноконтактных единоборств, турниров по ИСБ (историческому средневековому бою), бугуртов и средневековых фестивалей. В англоязычных соцсетях общее количество подписчиков превысило тысячу человек, а цены на продукцию составляют сотни долларов.
N: — Почему вы решили заняться именно доспехами?
Н.Э.: — Идея создания мастерской возникла у меня в декабре 2020 года. Незадолго до этого у нас в городе появилась «Школа ИСБ», в которую я решил заглянуть вспомнить молодость. В 2004-2009 годах я сам принимал активное участие в реконструкторском движении, ездил на различные фестивали. Тогда все это имело именно фестивальный формат, на мероприятия приезжали клубы, занимавшиеся реконструкцией определенных эпох и регионов, и каждый делал снаряжение под себя, довольно редко заказывая что-то на стороне. Сейчас то, что считалось просто увлечением, переросло в серьезный международный спорт, имеющий свои жесткие правила, допуски и целый аутентичный комитет, занимающийся проверкой снаряжения и его соответствия историческим аналогам. С 2010 года проводится всемирный чемпионат «Битва наций». Первый «выход в свет» нашей мастерской состоялся на региональном этапе турнира «Кубок Школ ИСБ» в Ростове, где я выступал в качестве спонсора. Изначально я сам занимался только титановыми доспехами и планировал развивать только это направление, а идея с расширением принадлежит Никите Запрудскому, руководителю Ростовской Школы ИСБ, с которым мы сотрудничаем.
N: — Какие потребовались вложения в развитие бизнес-проекта? Когда можно будет говорить об окупаемости?
Н.Э.: — Используются исключительно личные средства. На момент запуска проекта было необходимо сделать минимальный набор пилотных образцов, чтобы было, что предлагать людям, показать им нашу линейку продукции. Поэтому пришлось вложиться не только в покупку инструментов, но и материалов для изготовления. На все про все у меня ушло около 150 000 рублей. В течение первых месяцев эти средства не только отбились, но и принесли неплохую прибыль. Без учета почтовых расходов и банковских комиссий за международные переводы наценка на наши товары относительно их себестоимости составляет от 15 до 100 процентов. Все зависит от сложности конкретного заказа и времени, необходимого на его выполнение. Средний показатель — около 35% чистой прибыли с одного заказа.
N: — Насколько сложно работать с титаном?
Н.Э.: — Титан — очень специфический материал, требующий гораздо больше энергозатрат для обработки, чем сталь. Заготовки для доспехов я заказываю у своих партнеров в Подмосковье. Предварительно отрисовываю чертеж в инженерной программе, отсылаю им, а мне присылают готовые детали по моим чертежам. Именно титановыми доспехами занимается не так уж много мастеров, в основном в ходу защитное снаряжение из закаленной стали, потому что даже ее проще обработать. Но работа с титаном, несмотря на сложный технологический процесс и его дороговизну, имеет ряд преимуществ: этот металл в полтора раза легче стали, боец в таком доспехе меньше устает. Да, использование титана неисторично. Но стоит все же разграничивать реконструкцию, когда соблюдается все, вплоть до вида ручного шва, и спортивную оптимизацию, когда все делается для удобства и безопасности бойца, при этом с соблюдением средневековой эстетики и в относительном соответствии с историческими аналогами. Внешне титановый доспех, если он сделан правильно, от стального не отличается ничем, кроме веса, но именно в спорте он гораздо удобнее.
N: — Как удалось заинтересовать зарубежных покупателей?
Н.Э.: — Феномен ИСБ охватил весь земной шар от Новой Зеландии до Аргентины, примерно таков же и наш рынок сбыта. Но если для нас, а Россия и СНГ в целом — колыбель ИСБ, это не в новинку, то ребята с Запада еще не имеют достаточного объема производства. Я изначально задал курс развития на западный рынок. Первое время пришлось запустить рекламу в соцсетях, но так как компания была новой, народ относился с опаской. Рынок, помимо прочего, забит низкокачественными товарами в основном от индийских производителей. Но когда стали узнавать, что мы из России, а мы являемся одним из лидеров в этом спорте, уровень доверия существенно вырос. К тому же, например, на «Фейсбуке» (запрещен в РФ, компания-владелец «Мета» признана в РФ экстремистской организацией) есть много тематических сообществ, где представители команд со всего мира делятся своим опытом. Появились видеообзоры от клиентов. Зарубежный рынок — основной для нас, большая часть заказов уезжает в Германию, Францию, США и Канаду, а недавно мне поступил крупный заказ из Австралии. В России же наша продукция используется в основном в нашей уже родной «Школе ИСБ».
N: — Не возникает проблем с таможенными службами?
Н.Э.: — Изначально я опасался возможного недопонимания со стороны таможенных органов, но на деле все оказалось довольно просто. Чтобы все было гладко, достаточно лишь грамотно заполнить декларацию, где указать наименование товара, его количество и вес. В нашем случае к наименованию я еще приписываю в скобках слово «реплика». За весь мой опыт реализации таких специфических товаров проблема была лишь единожды, когда после таможни посылка вернулась обратно в мое почтовое отделение из-за каких-то технических проблем у «Почты России».
N: — Вы делаете щиты с гербами — это какие-то специальные геральдические символы или свободное творчество?
Н.Э.: — Щиты, как и все снаряжение для ИСБ, тоже должны соответствовать допускам по аутентичности. А их добиться можно лишь в двух случаях: когда ты просто копируешь какой-либо уже существующий герб, либо когда ты сам разбираешься в геральдике. В основном клиенты присылают мне готовый рисунок, а я уже согласовываю с ними все возможные корректировки, исходя из этих правил. Не так давно мы делали декоративный щит для постоянного клиента из США, который он просто хотел подарить своей супруге и повесить на стену. Он написал, что хочет золотую бабочку на белом или черном фоне, но по правилам геральдики золотая (или желтая) фигура не может располагаться в серебряном (белом) поле, поэтому сделали в черном. И он, и его жена остались довольны. Герб-логотип нашей мастерской я разрабатывал сам, тоже в соответствии со всеми канонами геральдики. Кстати, именно геральдические щиты у нас заказывают не только спортсмены, но и далекие от этого спорта люди, просто в качестве домашнего декора — повесить над камином, к примеру, или подарить другу, родственнику, коллеге. Ведь герб прежде всего подчеркивает статус его владельца, а статусный подарок всегда уникален.
N: — Насколько перспективен рынок снаряжения для исторического боя? Как много вещей вы продаете?
Н.Э.: — Рынок доспехов довольно перспективен, но он выносит жесткие требования к производителю. Снаряжение для такого специфического спорта должно не только обеспечивать надежную защиту, от которой в прямом смысле зависит жизнь бойца — например, выдержать серию ударов двуручным топором в полную силу, даже если он не заточен, это весьма ощутимо, — но и соответствовать всем допускам, прописанным в правилах и регламентах. А это уже и знание истории, и умение работать с источниками (музейные экспонаты, миниатюры, гравюры, эффигии — рыцарские скульптурные надгробия) на конкретную эпоху (допустим, первое двадцатилетие XV века) и так далее. Человека в «доспехе космодесантника» просто не допустят к участию ни в одном серьезном турнире. Порой даже составляется так называемый паспорт комплекта, где необходимо аргументированно расписать, почему твой доспех соответствует конкретному историческому периоду и региону со ссылками на имеющиеся исторические источники. Точную цифру, сколько товаров у нас заказали, я уже не скажу, потому что их действительно очень много, могу лишь сказать, что у меня уже образовалась вполне приличная очередь на заказы.
Справка
Намтар Энзигаль — уроженец Таганрога, участник 16-го сезона телевизионного проекта «Битва экстрасенсов» на канале ТНТ (2015) и реалити-шоу «Последний герой» на канале «ТВ-3» (2019).