Я мысленно вхожу в свой личный кабинет…
Все любят играть. А еще больше выигрывать. Получать скидки, призы и прочее. На том и строит свои, как сейчас принято говорить, программы лояльности крупный бизнес. Силами всех своих наемных менеджеров хочет стать как минимум близким и понимающим контрагентом, как максимум — едва ли не родным. Почему же я все чаще уклоняюсь от этих дружеских объятий?
— У вас есть наша карта?
— Нет.
Далее типовые вопросы: не хочу ли приобрести и потом получать скидки и кучу спама или просто заполнить анкету и получать скидки и кучу спама?
Самый угар — это накопительные, вызывающие жесткую зависимость накопительные программы. Куда только смотрит наркоконтроль? Купи три пачки вот этого — и будет счастье. Возьми вот эти носки плюсом к твоему чеку — и получишь в следующий раз солидную скидочку. Она будет действовать до... Смотри не пропусти. Приходи к нам каждый месяц и что-нибудь покупай. Следи за акциями и за руками.
А бывает еще и сектор «приз» — тебе дают серебряную или, тушите свет, золотую карточку.
И вот так медленно и неуклонно с россыпью карт в кармане и смартфоне попадаешь в объятия любящих сетей. Они поздравляют тебя с днем рождения, дарят бонусы, просят ответить на вопросы, как им любить тебя еще сильнее. Иногда это ужасно приятно.
Но, к сожалению, есть и обратная сторона. Заходишь в магазин и начинаешь лихорадочно соображать, как тебе заплатить поменьше. Несколько раз сломаешь голову, пока не поймешь, что для этого придется взять что-то не слишком нужное. Такие правила игры. Ну а что? Вы всегда хотите быть в выигрыше? Так нечестно.
И все же когда я отказался от карты сети продмагов, которую все время просили на кассе, сразу испытал облегчение. Во-первых, экономия времени, во-вторых, не беру лишнее, в-третьих, перестал ощущать себя скрягой.
Зашел недавно в магазин купить ботинки. Устал здороваться. Замученный ковидом торговый персонал соскучился по покупателю.
— Если вы купите эти ботинки через наше мобильное приложение, то на 20% от этой суммы можете взять еще что-либо.
А вот это — удар под дых. Скрупулезное изучение ассортимента. Помощь семьи. Плюс час времени. Наконец выхожу из магазина с ботинками, спортивной кофтой и перчатками. Но, странное дело, довольный. Оказывается, неожиданный бонус куда приятнее задачи по выполнению плана по продажам продовольственного ретейла, к реализации которого меня подвигала их накопительная программа.
В бонусной программе «РЖД» зарегистрировался аж в 2014 году, когда завел личный кабинет для покупки билетов. И забыл про это дело. Езжу несколько раз в год. Нравятся новые поезда. Недавно решил посмотреть, что там с моими бонусами. Две тысячи баллов. Не хватает даже на билет до Пятигорска (7 тыс. баллов). Один балл дается за каждые 3,34 рубля в чеке при покупке билета. Посмотрел историю начислений. Оказалось, что в 2019 году накопленные мной кровные пять с лишним тысяч баллов списали. Видимо, за мое равнодушие к ним и нуждам «РЖД». А ведь сколько ж.-д. дает дополнительных возможностей для увеличения этих самых баллов: и покупка с помощью карт одобренных «РЖД» банков, и столько всего. Целый мир!
Нет, так не пойдет, нужно взбодриться! Теряю хватку. И в какой час? Когда на нас обрушивают свою любовь агрегаторы, маркетплейсы, экосистемы и целые метавселенные с куда более сложной системой перекрестного бонусного субсидирования. Они движутся на маленького человека, который просто вышел за хлебом, с неумолимостью цунами, готовые сделать его наконец абсолютно счастливым. А этот человек не хочет даже толком изучить условия бонусной программы. Декаданс…