Туристическая привлекательность Ростова натолкнулась на авторские права
Турбизнес исключил всю продукцию с изображением значимых памятников Ростова из рекламных буклетов, сайтов и сувенирки. Это стало реакцией на правовое преследование со стороны авторов известных в городе памятников. Профильная ассоциация считает, что правом на их изображение должен владеть город, который их заказывал, оплачивал и содержит. Это предложение направлено в Минэкономразвития РФ.
Осенью прошлого года правительство РФ утвердило стратегию развития туризма до 2035 года, страна взяла курс на развитие въездного туризма. Это правильно, потому что туристический бизнес привлекает деньги в регионы, это — новые рабочие места, развитие бизнеса, налоги. Уже 20 лет наша компания занимается приемом туристов в Ростовской области. За свой счет мы содержим туристско-информационные центры на Главном железнодорожном вокзале и в аэропорту Платов (а раньше — в Ростовском аэропорту). Наши затраты на содержание центров не окупаются, но мы сознательно идем на них, чтобы продвигать наш город и область как туристическую дистанцию. И вот пришла в наш центр полиция, изъяла сувенирную и печатную продукцию, а нам сообщили, что сувениры, книги, и даже буклеты о нашем отеле, которые мы раздаем бесплатно, не могут нами использоваться, поскольку на них изображены Тачанка и скульптура Ростовчанка, это нарушает авторские права скульптора.
Начав разбираться в этой проблеме, мы выяснили, что в Ростове и в ряде других регионов проходят множество судов по защите авторских и исключительных (право использовать объект и распоряжаться им) прав на произведения.
При этом, как показывает опыт, владельцы авторских и исключительных прав не заинтересованы подписывать лицензионные соглашения, поскольку им выгоднее в судебном порядке добиваться штрафных санкций за нарушение их прав, которые составляют от 10 тыс. до 5 млн рублей за одно изображение.
В ростовский список произведений, которые нельзя изображать на сувенирной продукции без разрешения авторов, попали все значимые памятники и скульптурные композиции города — Григорий и Аксинья в лодке, Купец-коробейник, Петр и Феврония, основатели крепости Святого Дмитрия Ростовского, императрица Елизавета Петровна и другие. Не стали исключением и памятники, которые создавались в советское время — Тачанка, Ростовчанка, Стачки 1902 года.
Чтобы не вступать в конфликт с законом, сегодня все туристические компании, информационные центры, отели города, предприниматели и сувенирные магазины исключили всю продукцию с изображением значимых памятников города из своего ассортимента, из рекламных буклетов, с сайтов, с сувенирной продукции.
Ассоциация профессионалов индустрии гостеприимства Ростовской области и юга России, Российский союз туриндустрии Юг и Альянс турагентств подготовили и в ближайшее время отправят письмо с просьбой разобраться в этой проблеме, его адресат — министр экономразвития Российской Федерации Максим Решетников, копии направим в Ростуризм, губернатору области, главе городской администрации, в Общественную палату Ростова, РРО «Общероссийский народный фронт».
Мы пытаемся обратить внимание на вопиющий факт несправедливости: когда одни предприниматели в своей деятельности руководствуются интересами города, региона, а другие — исключительно личными интересами. Сувенирная и информационная продукция с изображением памятников не приносит сверхприбылей бизнесу, она работает на имидж города и области. Сложившаяся ситуация не способствует продвижению узнаваемости региона и создает препятствия для развития въездного туризма и малого предпринимательства.
Скульптуры города построены по заказу городской администрации, за счет бюджетных средств, в свое время авторы получили гонорары за свою работу. Памятники находятся на балансе города и на государственной земле, поэтому именно город должен иметь на них исключительные права, только город должен распоряжаться правом использовать изображения этих скульптур. По моей информации, в Омске и Екатеринбурге власти подавали в суд и получали право самостоятельно принимать решения о том, где можно размещать изображения памятников. Хотелось бы, чтобы эту практику переняли и у нас.