Трамвайное дежавю
Любой амбициозный проект властей нуждается в адекватной информационной поддержке. В ситуации с модернизацией и созданием новой инфраструктуры городского трамвая в Ростове, на которую собираются потратить десятки миллиардов рублей, радость от предстоящих инвестиций, кажется, пока разделяют только участники проекта.
Как известно, на форуме «Транспортная неделя — 2021» в Москве губернатор Ростовской области Василий Голубев и гендиректор «Синара-ГТР» Евгений Васильев подписали соглашение о том, что компания займется модернизацией городского трамвая в Ростове.
Как писал «Город N», донское правительство и будущий инвестор предполагают создать в Ростове сеть скоростного трамвая, которая соединит центр города с новыми микрорайонами. Объем вложений в создание инфраструктуры и закупку подвижного состава оценивается в 51,18 млрд рублей. Помимо собственных денег инвестор рассчитывает вложить в проект средства инфраструктурного правительственного кредита (15,4 млрд рублей), а также привлечь финансирование от «ВЭБ.РФ» и из Фонда национального благосостояния. В Ростове планируется проложить 76,8 км новых и реконструировать 46 км имеющихся трамвайных путей (всего более 120 км), модернизировать депо, тяговые подстанции, коммунальные сети, остановочные пункты, закупить 98 новых трехсекционных трамваев. Новые линии проведут в Левенцовку, Суворовский, на Верхний Темерник, к территориям перспективной застройки на левом берегу Дона и в районе старого аэропорта.
На бумаге проект выглядит великолепно. Но куда деться от воспоминаний?
Именно для борьбы с заторами на дорогах и под обещания увеличить скорость движения общественного транспорта в городе уже демонтировали и сдали в металлолом трамвайные линии на большинстве «новых» направлений лет 25 назад. Тогда неманевренный трамвай был назван главным врагом «прогрессивного» автотранспорта и на Нагибина, и на Космонавтов, и на Стачки, и еще много где. Его обвиняли в неэффективном занимании двух полос на оживленных проспектах, заторах, вызванных скоплениями людей на остановках, экономической неэффективности.
За эти годы машин на улицах стало гораздо больше, а проспекты значительно не расширились. Реальных альтернатив им не построили, значит, трамваи вернутся на главные проспекты. Но ни власти, ни эксперты не говорят, как изменится количество пробок после возвращения рельсов на центральные магистрали. Правда, для этого еще потребуется пережить годы заторов из-за их прокладки.
Идея уменьшить трафик за счет отличной работы общественного транспорта пока больше похожа на несмешной анекдот. Ведь сначала нужно дожить до этого улучшенного будущего.
Я за трамвай, в основном из-за его экологичности. Просто хочется знать «этапы большого пути», очередность работ. Но, как в присказке про дороги, проектов по конкретным линиям еще нет, есть направления будущего движения. Есть какие-то мнения по поводу развития улиц-дублеров для расширения одностороннего движения. Но ни сроков, ни расчетов этого в публичном поле нет. А ведь новые дороги важны и для тех, кто живет вдоль них. Увеличение трафика далеко не всегда повышает стоимость недвижимости или улучшает качество жизни.
Уже похороненный проект ростовского метро кроме понятного качества услуг не создавал новых проблем другим участникам движения, а также собственникам земли на поверхности.
Вопросы о том, потребуется ли для трамвайных проектов изъятие земель и в каком количестве, совсем не лишние, если вспомнить проблемы с выкупом, которые возникли при менее масштабных стройках — при реконструкции моста на ул. Малиновского или предстоящем расширении ул. Вавилова.
Наконец, будет ли по карману городским властям поддержка электротранспорта в новом формате и сколько может стоить поездка на будущем трамвае?
Но ответов пока нет, остается порадоваться лишь цифрам будущих инвестиций.