Суперохватный аппетит
Принятые Государственной Думой в первом чтении поправки к федеральному закону «О рекламе», в соответствии с которыми в России может появиться частный мегаоператор рынка наружной и цифровой рекламы, да еще и с функциями регулирования, вызвали дружную критику. Удивляться не приходится, но вот интересно, будет ли окончательно одобрена эта наглая идея законодателями.
На минувшей неделе инициатор поправок в закон «О рекламе» депутат «Единой России» Артем Кирьянов решил ответить на критику, которая посыпалась на него после срочно-обморочного принятия новой версии закона в первом чтении. Опубликовал целую статью, большая часть которой посвящена рынку наружной рекламы.
Рынок этот, по мнению депутата, совсем серый. Билборды ставят без разрешения, налоги не платят, рекламируют бесконтрольно что хотят. Просто беспредел, по его мнению. Убедительных примеров и цифр при этом не приводится. Но вывод такой можно сделать, что муниципальная власть, ФАС и другие ведомства с указанными проблемами не справляются. А кто же справится? По версии депутата, некая частная компания, которая станет единым всероссийским оператором, «суперохватным медиаресурсом с потенциальной аудиторией 80 млн граждан». Она установит «новые конструкции на улицах и в транспорте, не затрагивая позиции текущих игроков». Ну как же это благородно! Никого не затронет. Втиснется предельно аккуратно. Да, вот еще — мелочь! — все участники рынка обязаны будут размещать рекламу только через программное обеспечение этого оператора.
«Билборды и ситиборды появятся даже в тех регионах, где их раньше никогда не было. Это опять же гарантирует новые поступления в бюджет», — обещает народный избранник. Вот это идея! Это же сколько денег можно освоить на строительстве этих бордов в городках и деревнях. Дороги-то к ним уже давно провели с суперпокрытием, газ, воду. Все есть. Только цифровые рекламные экраны осталось воткнуть.
Но и этого мало. По логике депутата суперохватный оператор должен поглотить такие популярные интернет-сервисы, как «Авито» и ЦИАН. У них ведь иностранные владельцы. И неважно, что они действуют в русле сохранения этих бизнесов на российском рынке. Ведь главная цель данных поправок, конечно же, защита национальных интересов. Под разговоры о патриотизме, похоже, некто пытается нагло переделить рынок в пользу частного монополиста. Благо цифровизация экономики дает для этого такие заманчивые возможности. А тут еще и насущная потребность в мобилизации всех ресурсов в одних умелых руках, чтобы противостоять внешнему врагу. Эти, прямо скажем, неновые идеи так и витают в воздухе.
На минувшей неделе СМИ много писали о созданной Захаром Прилепиным и Сергеем Мироновым Группе по расследованию антироссийской деятельности (ГРАД). Результатом ее работы стал список деятелей культуры, относимых составителями к «агентам иностранного влияния», которым необходимо перекрывать доступ к государственным деньгам. Телеведущий Иван Ургант, который оказался в списке, предложил переименовать объединение в «Группу Обнаружения Врагов Нашего Общества», «так как аббревиатура «ГРАД» не полностью отображает тот гигантский объем работы, с которым придется столкнуться». Некоторые из опрошенных «Фонтанкой» экспертов увидели в этой инициативе, как ни странно, все ту же материальную подоплеку.
В истории с единым рекламным оператором, который обещает патриотично рулить наружной рекламой и частными объявлениями, обнадеживает пока только тот факт, что против инициативы выступили Минцифры, ФАС, РСПП, отраслевые организации и даже региональные правительства и депутаты. Так что донским представителям власти уже есть к кому присоединиться.