Привыкнут ли ростовчане к платным дорогам?
Этой осенью в Ростовской области должна появиться первая платная дорога — участок М-4 южнее Батайска протяженностью 207,4 км. Ездить к морю на автомобиле ростовчанам станет немного комфортнее, но значительно дороже. Боюсь, что большинству южан не понравятся нововведения.
Пока на М-4 платные участки начинаются в Воронежской области и тянутся почти до самой Москвы. Согласно данным сайта государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), их протяженность составляет 407,4 км. В Воронежской области цена проезда по ним сейчас составляет 2 рубля за км, перед Москвой цены резко вырастают. Ростовскому автомобилисту, чтобы добраться в столицу, придется выложить около 1000 рублей, что сопоставимо со стоимостью билета на автобус Ростов — Москва.
Что же получает клиент за свои деньги? В первую очередь, комфортную езду по 4-полосной (изредка 6-полосной) дороге. Под комфортом понимается возможность движения со скоростью 110 км/ч и беспроблемного обгона какого-нибудь медленно движущегося грузовика. Собственно, на этом сервис и заканчивается.
Например, госкомпания не стала строить и содержать за получаемые деньги места отдыха с бесплатными ватерклозетами и контейнерами для мусора, как это делают их коллеги из Белоруссии на бесплатной для личного транспорта, но еще более просторной трассе М-1 (Москва — Минск). Кстати, там допустимая скорость движения — 130 км/ч.
На платном участке М-4 недалеко от Воронежа есть съезд в зону отдыха рядом с рекой, который наверняка интересен утомленным жарой летним туристам, но он не обозначен заранее никакими знаками, поэтому его легко пропустить. Для меня как для путешественника с заболевшим в дороге ребенком большой проблемой было найти на трассе аптеку — их там почти не было, а сообщений о них для водителей — тем более. Заправки местами встречаются часто, а временами отсутствуют на большом протяжении дороги, причем многие из них не снабжены современными удобствами. Особенно обидно за страну, где дорог, кроме трасс на Москву, по большому счету и нет, когда видишь перекрытые съезды с платного участка на бесплатные асфальтированные дороги, ведущие в какие-то села. Несчастных жителей периферии лишили последних удобств.
Заехав на платную дорогу, поначалу радуешься быстрой езде, но после очередного терминала оплаты, которые поставлены через каждые 20–70 км, начинаешь нервничать. Во-первых, приходится довольно часто останавливаться, а в некоторых местах даже стоять в очереди, чтобы отдать собственные деньги. Опять-таки нет знаков, разъясняющих, что можно проехать рядом на соседний пункт сбора оплаты, где машин скопилось меньше. Во-вторых, подсчитав потраченную на все путешествие сумму, начинаешь сомневаться, стоило ли удовольствие этих денег. Все-таки в Ростовской области дороги бесплатные, а по качеству в целом не хуже. А новая трасса Ростов — Азов даже значительно лучше.
Введение системы «Платон» вызвало забастовки дальнобойщиков юга России. И неудивительно — российские водители раскошеливаются за дороги в тройном размере: на платных участках, в системе «Платон», покупая топливо, более дорогое, чем в Белоруссии, закупающей нефть у нас. Теперь с обычных ростовчан будут брать дополнительные деньги за проезд на отечественный курорт. В результате, как мне кажется, добавится сочувствующих бастующим дальнобойщикам, а отели Краснодарского края потеряют часть клиентов.