Городу не хватает городского пространства
Низкое качество городского пространства в Ростове — основная проблема, с которой сталкивается не только бизнес, но все, кто живет в городе. Властям стоит взяться за его изменение, которое обойдется не слишком дорого, зато приведет к развитию бизнеса и более комфортной жизни горожан, да и перед туристами будет не так стыдно.
Нынешнее представление о модернизации городского пространства более похоже на детскую игру в доктора: прикладывая лист подорожника, ожидают чуда исцеления. В Ростове-на-Дону все существует для автомобиля. И то, настолько из рук вон плохо, что диву даешься. Нет даже минимума — единой транспортной системы, являющейся основой жизнеобеспечения современного города. Сейчас общественный транспорт завязан на старой системе жизни Ростова, когда еду можно было добыть только на Центральном рынке, а потуги в изменении маршрутов и сети в целом ударяются о стену экономической нецелесообразности и отсутствия единой транспортной ткани. Нынешнее представление о модернизации городского пространства более похоже на детскую игру в доктора: прикладывая лист подорожника, ожидают чуда исцеления.
Перед тем как запустить платные парковки, власти города решили провести круглый стол, посвященный этой и смежным темам. На предложение об установке каких-нибудь чугунных столбиков (чтобы на тротуарах не стояли и не ездили авто) чиновники ответили, что, мол, нарисуйте, принесите, мы, конечно, открыты, но вообще нам эта идея не нравится. И так во всем.
Показателен пример реконструкции Б. Садовой. Специалисты из «Стрелки» сделали отличное пособие, в котором прописали базовые моменты для реорганизации городских пространств Москвы, по счастливой случайности конкурс на апробацию этих методов выиграло ростовское архитектурное бюро «Проект», а чиновники развели руками: мол, мы уже завтра плитку закупаем. В итоге ни шатко ни валко Садовая начинает преображаться, благо в «Проекте» профессиональные архитекторы.
Если взглянуть шире, то у нас исторически очень мало городского в городе. Если пройтись по любой улице даже в центре, едва на 100 метров будет один вход в здание, и притом каждый третий — госучреждение, а каждый второй — с КПП и забором. Улица потеряла городской смысл, поэтому и людей мало, и бизнеса. В европейских городах на улице через каждые 5–8 метров — вход в здание, плотность очень высокая, с правильным регулированием и градоустроительством получается много небольшой коммерческой недвижимости, много малого бизнеса. У нас можно наблюдать это на Пушкинской, Газетном, на некоторой части Садовой. И все.
Для улучшения города даже не надо читать талмудов по урбанизму, транспортным системам и т. д. Можно просто загуглить пару картинок европейского города и внимательно на них посмотреть. На месте чиновников я бы сделал следующие основные выводы:
1. Выстраивание приоритетности — для кого существует город. На первом месте должен быть горожанин, потом горожанин на общественном транспорте, и на последнем — автомобиль.
2. Дестимулирование использования личного транспорта и стимулирование использования общественного. Платные парковки — это хорошо, но только когда параллельно система общественного транспорта работает как единый организм. Самый комфортный, экономически эффективный и быстрый способ передвижения в любом цивилизованном городе — трамвай на выделенной полосе.
3. Улица — не дорога! Когда улица сводится к одной функции транспортировки несчастных «неудачников», кто не смог себе позволить жировозку в кредит, то и города там нет. На таких улицах и бизнесу делать нечего, и горожанам нет смысла находиться. Это потерянные сотни километров, связывающие бессмысленные пустыри и выходящие городу в копеечку.
4. Никаких заборов, ни больших, ни маленьких, только столбики, чтобы жировозки знали, кто в городе главный. Плюс доступная среда. Правда, она у нас понимается как бесконечное количество пандусов и перил в подземелья. Оттого у нас бабули в городе все и злые, что им ходить тяжело. Надо создавать для горожанина пространство в пешеходной доступности. Две стороны Ворошиловского в районе улицы Суворова — это два разных города (как исторически и было какое-то время). Чтобы перейти проспект, надо совершить путешествие, сопряженное с приключениями и опасностями.
5. Дорожно-транспортную инфраструктуру должен пересмотреть экспертный совет за приличные деньги, небольшие, правда, по сравнению с весенним бюджетом по асфальтированию луж.
6. Огласить чиновников, ответственных за преображение города, и назначить степень этой ответственности. А то что ни провал — разводят руками и многозначительно указывают пальцем в небо.
В любой тонюсенькой брошюрке любого урбаниста можно найти полный спектр методов очеловечивания города. Это не стоит почти никаких денег, а если попросить Максима Каца (политический и общественный деятель, сооснователь фонда «Городские проекты», city4people.ru) приехать и выдать все карты, так он вообще это бесплатно сделает. Правда, бюджет на этом не распилишь.
Станислав Смирнов, основатель проекта Setter´s