Черный день календаря
На вопрос журналистов о том, будет ли президент Путин отмечать грядущее столетие Октябрьской революции, его пресс-секретарь ответил отрицательно, пояснив, что праздновать здесь нечего и что у президента двойственное отношение к этой дате. Наверное, понадобится еще не одно столетие, чтобы глава государства наконец нашел бы в себе мужество однозначно заявить, что 7 ноября 1917 года — дата начала ужасной братоубийственной войны, которая «в холодном» виде идет в нашем обществе до сих пор.
Гражданская война в России в период 1917-1922 годов. Фото с сайта https://secrethistory.su
А может быть, Путин не просто стремится нравиться и «красным», и «белым», а действительно считает, что позитива в этой дате не меньше, чем негатива: идея равенства людей, коллективное владение собственностью, социальные гарантии трудящимся, победа в Великой Отечественной войне, прорыв в космос, ядерное сдерживание американской военщины, искусство, принадлежащее не кучке элиты, а широким народным массам, и т. п. Почему мы до сих пор смотрим по многу раз советские фильмы, то смеясь, то плача, а новое кино чаще оставляет нас безучастными? Это признание особой советской правды или же болезнь, от которой мы не можем избавиться? Каждый раз на так называемые ноябрьские по телевизору показывают фильм «Офицеры». Мы восхищаемся подвигами красных командиров, прекрасно сыгранных Лановым и Юматовым, искренне симпатизируем этим лихим красавцам. Это кино вдохновляло «Родину защищать» не только поколения советских людей, но и постперестроечных юношей, а теперь уже и их сыновей: «И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть». А нынешние молодые журналисты со станции «Маяк» даже сделали в этом году собственную радиопостановку той самой повести Бориса Васильева, по которой сняты «Офицеры». В этой современной постановке та же притягательная романтика советского офицерства. Слушая это, трудно избавиться от ощущения полуправды, а значит и неправды. Ведь наши герои не только рубали «басмачей» и гнали до Берлина фашистов, но и вполне могли бы оказаться среди красноармейцев в подвале Ипатьевского дома, где добивали штыками беззащитных девушек — великих княжон Романовых и юного царевича Алексея. Лихие краскомы вполне могли быть и на Бутовском полигоне, где тысячами расстреливали священников только на том основании, что они священники. А между гражданской и финской, возможно, были от командированы в соловецкий лагерь особого назначения, где обычным делом считались, например, изнасилования каэрок, женщин, невинно осужденных за контрреволюционную деятельность.
После Шаламова, Платонова, Солженицына, икон новомучеников и исповедников российских со стреляющими в них черными нелюдями в буденовках нельзя по-прежнему восхищаться красными офицерами, убеждая себя, что, может быть, вот именно эти рубали только плохих белых и в лагерях охраняли только преступников.
Да, страна за 70 лет многого добилась. Но можно ли славить рабовладельческий строй за то, что именно рабы построили великие египетские пирамиды?
День 7 ноября — это не красный (то есть праздничный) день календаря. Это скорбная дата, положившая начало окаянному, как назвал Бунин, времени — эпохе ненависти и междоусобицы. И чем раньше эту дату так оценят на высшем уровне, тем скорее мы избавимся от очарования «грозной доблести» лихих воинов каинов.