г. Ростов-на-Дону
29 июля 2021 03:13:37

Россия — Украина: туда и обратно

События на российско-украинской границе продолжают оставаться одной из наиболее обсуждаемых тем. Корреспондент N решила пересечь границу и проверить, насколько пугающие слухи соответствуют действительности.
Россия — Украина: туда и обратно


Есть два наиболее простых способа попасть на украинскую территорию — на автобусе или автомобиле. На Главном автовокзале Ростова билеты на автобусы продаются свободно, ежедневно отправляются до десятка регулярных рейсов. Один из наиболее распространенных слухов — через границу не пускают мужчин призывного возраста — подтвердился. Хотя официальных документов по этому поводу украинские пограничники не предоставляют, с территории Украины не разрешают выезжать потенциальным призывникам, а российских мужчин 18–30 лет не впускают, подозревая в них боевиков. Водители автобусов честно предупреждают пассажиров о возможном отказе, но верят им не все. Корреспондент N задала вопросы заметно раздосадованному пассажиру автобуса, только что прибывшего с украинской территории. Ростовчанин Артем не поверил предупреждениям и отправился в поездку к заболевшей бабушке. Украинские таможенники потребовали предъявить 600 долларов наличными, ссылаясь на новые правила. После продолжительного диалога выяснилось, что его не пропустят даже с чемоданом валюты — слишком похож на потенциального «зачинщика беспорядков». В обратном автобусе в Ростов нашлись свободные места — там также ссадили пассажиров. Корреспондент N на личном автомобиле решила пересечь границу в пункте Успенка. По дороге туда остановилась на стоянке грузовиков близ села Покровское и расспросила водителей-дальнобойщиков о ситуации на границе. Среди водителей в абсолютном большинстве немолодые мужчины. По количеству пустых мест на стоянке можно предположить, что фур на маршруте стало намного меньше. Наблюдение подтвердили и водители — оборот грузов сократился. Причин водители не знают, но предполагают, что это связано с проблемами в оплате товара и организации перевозок, во всяком случае, отсутствие очередей привело к ускорению процедуры прохождения таможни.

Пункт Успенка выглядит совершенно безлюдным. Вместо четырех полос для транспорта осталась одна, ее поочередно используют в обоих направлениях, остальные загромождены бетонными блоками.

Еще летом пограничников обеих стран мало интересовали подробности поездки, сейчас вопросов стало больше. Корреспондент N указала в миграционной карте цель поездки «туризм», после чего на российской, а затем и украинской стороне подробно рассказала, каким именно маршрутом планирует путешествовать, какие достопримечательности посетить и сколько времени пробыть. Машину осмотрели поверхностно. Про количество наличных денег никто не спросил. Процедура практически не изменилась, достаточно иметь при себе внутренний российский паспорт и на месте заполнить миграционную карту.

Украинских солдат несложно разглядеть невооруженным глазом в десяти километрах от границы, где они небольшими отрядами патрулируют перелески. К остановившейся машине с российскими номерами вооруженные люди не приближаются, хотя обозначают свое присутствие. Сами вопросов не задают и отвечают неохотно, но вежливо.

Поток туристов упал существенно ниже сезонного минимума. Больше всего от приграничных волнений пострадал малый бизнес. Резчик по дереву Владимир Анатольевич живет в Харцизске, а продавать свои изделия уже 15 лет ездит в Россию:

— Я много не везу, пару табуреточек, ложки декоративные, иконы. Сами пограничники у меня не раз покупали. Прошлым летом начал прямо у дома торговать — туристов было много, дела в гору пошли, инструмент новый накупил, думал начать заказы брать. А теперь все прахом пошло: везу на рынок в Покровское — требуют разрешение на вывоз предметов прикладного искусства. Другой раз — предпринимательские бумаги. И туристов больше нет.

На поток транзитных туристов рассчитывали многие предприниматели по обе стороны границы — популярность донецкого аэропорта и увеличение числа автобусных туров, экскурсий по православным храмам способствовали выходу придорожной торговли на новый уровень. Даже в небольшом ларьке принимают к оплате международные банковские карты, а вся информация и ценники представлены на двух или даже трех языках. Сейчас ассортимент и прибыли коммерсантов упали ниже минимума, множество кафе и магазинчиков закрылось до лучших времен.

— Мы взяли длинный кредит под футбольный чемпионат, открыли магазин и шиномонтаж, — рассказывает Оксана, предприниматель из Макеевки. — Тогда думали, что не прогадали, прошлой зимой еще гос­тевой дом отстроили — место хорошее, сад, пейзаж. В этом году гостиница стоит закрытая, а в магазине и на сервисе приезжих нет — только свои за хлебом и спичками. Кредит у нас в долларах, сейчас остаток уже почти вдвое увеличился из-за курса. Думали продавать — никто не покупает. На март — апрель перекредитовались, теперь надеемся, что к маю туристы вернутся. Не зря же русских туристов ни акулой, ни революцией не испугать!

Несмотря на несколько мрачные настроения, жители Донецкой области радушны к россиянам, шутят про газ и ни о каких конфликтах не помышляют.

Обратное пересечение границы оказалось более сложным. Укра­инские пограничники поинтересовались впечатлениями и ненавязчиво попросили показать фотографии, после че­го осмотрели машину и содержимое рюкзака. На российской стороне вопросы были более подробные, к досмотру попросили предъявить не только фотоаппарат, но и всю имеющуюся электронику, проверили в том числе и запасное колесо, а завершил осмотр кинолог с собакой. Российские пограничники производят впечатление людей уставших и раздраженных, их украинские коллеги, несмотря на многочисленные бетонные заграждения, автоматы и бронежилеты, более контактны и благожелательны.

Вплоть до поста ДПС в поселке Самбек с главной дороги лучше не сворачивать. Бдительные пенсионеры в хуторах внимательно присмат­риваются к незнакомым машинам, а при виде фотокамеры настоятельно требуют удалиться, угрожая полицией и армией.

Просмотров: 17568

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
image
Самокат с электроприводом пришел в нашу повседневность внезапно и неотвратимо, как Бузова во МХАТ. Разбавил рутину эмоциями, отменил скучные тротуары. Тротуары теперь тоже проезжая часть. Привыкаем. Тренируем быстроту реакции. Пока без потерь. Но есть нюансы.
Своими словами
image
Формирование ростовской агломерации было бы неплохо начать с создания единой информационной системы движения пассажирского транспорта. А то стоишь на остановке и думаешь, а не перестал ли уже ходить здесь, к примеру, 85-й автобус.
Своими словами
image
Администрация Ростова в рубрике «Спрашивали — отвечаем» в своем инстаграм-аккаунте опубликовала формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Эта форма ответа нигде не желательна, но особенно гротескно выглядит в соцсети, которую обычно используют как витрину, чтобы показать товар (или услугу) лицом.