г. Ростов-на-Дону
29 июля 2021 14:58:32

Made in Rostov

Я ростовчанка, но сейчас живу далеко. Оказавшись в Ростове после долгого перерыва, задалась вопросом: что привезти отсюда в подарок — чтобы аутентично, качественно и полезно? Взгляд на местный ассортимент под таким фильтром дает очень интересные результаты: в Ростове есть вполне «экспортируемые» бренды, то, что точно понравится жителям других городов и стран. Не сочтите их упоминание рекламой — это только примеры, и наверняка ими дело не ограничивается.
Made in Rostov

Моим личным хитом стал домашний текстиль от «Донецкой мануфактуры»: совершенно итальянское качество по российским ценам. По-новому видится и семикаракорская керамика: функционально и уж точно ни с чем не спутаешь. Отлично подходят на подарок вина донских виноделен («Вина Ведерниковъ», например, достойно проявляют себя при слепой дегустации). Хорошо смотрятся сумки и рюкзаки ростовского бренда Laccoma. Модным и ироничным можно привезти одежду с патриотическими принтами от Владимира Овечкина. В Ростове много активных и достойных маленьких шоколатье (например, «Радости и Сладости»), керамистов (как Clay street или гончар Мальцев), ювелиров со свежим взглядом и интернет-магазином. Что объединяет их продукцию? Она отвечает формуле идеального сувенира издалека. Во-первых, непривычное, но утилитарное. Это не матрешки, чье место в серванте. Во-вторых, у многих товаров отличное соотношение цена-качество — то, что в Европе позиционировалось бы как люксовый сегмент, в Ростове элементарно выгоднее (и чем дороже евро, тем это заметнее).

Как известно, имидж продукта определенного географического происхождения, ценность Made in, — это один из элементов классической типологии бренда территорий наравне с привлекательностью для жизни и работы, с туристической и инвестиционной привлекательностью. Мой личный импортозаместительный и экспортно ориентированный список классных вещей под условным названием «Сделано в Ростове» сформирован из собственного опыта и опыта ростовских друзей. Это безошибочный народный выбор — вроде тропинки, протоптанной напрямик через газон. Но представим себе среднестатистического «гостя города», приехавшего в командировку или на переговоры, который хочет привезти из Ростова что-то характерное и небанальное, при этом времени и возможности собирать свой список кандидатов не имеет. Где ему искать предметы региональной гордости? Можно, конечно, обратиться к сайту системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», созданной с целью «участия в создании богатой и благополучной Ростовской области, в т. ч. через создание единой региональной системы оценки качества товаров и услуг, основанной на повышенных требованиях к продукции местного производства» (процитировано с donmade.ru). Но из полезно-подарочного, представленного на сегодня, там найдется разве что вино из автохтонного «красностопа» (одно наименование!) и ортопедический коврик «Ортодон». Раздела вроде «Сувениры» или «Привезти в подарок» на сайте нет. Знатоки могут, конечно, заглянуть на сайт народного голосования за родную еду «Вкусы России», если готовы транспортировать продукты питания. Удивительное дело: среди представленного от Ростовской области (лещ, кривянский помидор, масло) с большим отрывом побеждает кекс творожный «Донской». «Рецепт кекса многие годы находился в архивах генерала Черткова, пока не оказался в руках пекарей Чертковского райпо», — говорится в его описании. Вооружившись этой информацией, приезжий способен фрустрировать ростовчан вопросом: «И где ваш всенародно знаменитый кекс? Ведь именно его надо везти в подарок с Дона, правда?» Нигде не упомянута наша подсолнечная халва, которую тем не менее любят в других регионах.

И все-таки основными ростовскими брендами остаются experience — те, что потребляются исключительно на месте: в шашлычных и в ресторанчиках с авторской кухней, на рынках с домашними наполеонами и виртуозными печеночными тортами. Совершенно справедливо в чек-лист для прилетевших в Платов, листовки с которым заботливо выложены в аэропорту региональным агентством по развитию туризма, входят пункты: научиться есть раков в раковой, поторговаться за местные фрукты и овощи на Старом базаре… Как сказал блогер Варламов в известном видео (1,15 млн просмотров): «Обязательно сюда прилетайте, пока есть еще на что посмотреть».

Просмотров: 4959

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
image
Самокат с электроприводом пришел в нашу повседневность внезапно и неотвратимо, как Бузова во МХАТ. Разбавил рутину эмоциями, отменил скучные тротуары. Тротуары теперь тоже проезжая часть. Привыкаем. Тренируем быстроту реакции. Пока без потерь. Но есть нюансы.
Своими словами
image
Формирование ростовской агломерации было бы неплохо начать с создания единой информационной системы движения пассажирского транспорта. А то стоишь на остановке и думаешь, а не перестал ли уже ходить здесь, к примеру, 85-й автобус.
Своими словами
image
Администрация Ростова в рубрике «Спрашивали — отвечаем» в своем инстаграм-аккаунте опубликовала формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Эта форма ответа нигде не желательна, но особенно гротескно выглядит в соцсети, которую обычно используют как витрину, чтобы показать товар (или услугу) лицом.