г. Ростов-на-Дону
25 июля 2021 21:05:40

Бедность филармонии — отражение бедности региона

Бедность Ростовской областной филармонии бросается в глаза. Ее основной коллектив — Ростовский академический симфонический оркестр — мог бы стать одним из символов города, но для этого недостаточно таланта музыкантов и энтузиазма художественного руководителя, нужны средства на развитие. Мировая практика показывает, что симфонический оркестр не может быть самоокупаемым, позаботиться о его развитии должны город и регион, в котором он находится.
Бедность филармонии — отражение бедности региона

Паркет — это атрибут богатства. Он требует постоянного ухода. Если у вас нет денег на обновление и замену испорченных частей, лучше его не укладывать, иначе он станет олицетворением вашей нищеты. В Ростовской областной филармонии очень плохо выглядит паркет. В главном холле он просто черный. Помню, много лет назад, в 1990-е, когда я училась в музыкальной школе, зимой в филармонию нужно было одеваться тепло, потому что отопление не работало. Паркет не любит холод и сырость. Черный паркет — это, наверное, наследие тех времен. И хотя с тех пор многое поменялось — в Ростове был достроен Музтеатр, устанавливаются памятники, строятся большие жилые комплексы премиум-класса, растет экспорт сельхозпродукции, но паркет в филармонии все тот же. А еще — бедность в мелочах. Сравните хотя бы внешний вид номерков гардероба Ростовского музтеатра и филармонии. В последней они сохранились, наверное, с 1980-х годов: на прошлой неделе я получила от гардеробщицы металлический кружок, на который скотчем была наклеена бумажка с номером, написанном от руки. Кресла в филармонии тоже видали виды. В последний мой визит, во время концерта, я помимо воли то и дело вспоминала о креслах в кинотеатре ТРЦ «Горизонт». В это время моя спина затекала, так как филармоническое кресло было слегка провалено. И к концу первого отделения лечь или хотя бы пройтись было уже просто необходимостью.

Популяризатор симфонической музыки оркестровый музыкант москвич Владимир Зисман, чью книгу «Оркестр и его обитатели» за честность и юмор хвалили многие заслуженные деятели искусства, писал: «Симфонический оркестр и его уровень являются предметом гордости для государства или города. Оркестр — это не только символ культуры, но и маркер экономического состояния. Когда мы говорим «Мангейм», «Лондон», «Берлин» или «Милан», то понимаем, что значительная часть славы города принадлежит его симфоническому оркестру или оперному театру. И это косвенно говорит нам об экономических возможностях того или иного общества». Автор при этом отмечает, что все попытки перевести оркестр на самоокупаемость заканчивались неудачей, и вспоминает пример токийского симфонического оркестра NHK: «Сыграв в течение года чуть ли не в полтора раза больше концертов, чем дней в году, они сдались».

Я каждый раз вспоминаю эти простые и понятные мысли из книги Зисмана, когда прихожу в областную филармонию.

Замечу, что при этом работа ее главного коллектива — Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО) — достойна внимания. И это не только мое мнение. В последний год я старалась регулярно посещать концерты РАСО, и, по моим наблюдениям, даже в пандемию зал был полон (с учетом безопасной рассадки).

В интервью специализированному порталу ClassicalMusicNews.ru осенью 2020 года Валентин Урюпин, худрук и главный дирижер Ростовского симфонического оркестра, так описывал ситуацию: «Я очень люблю наших музыкантов. Они герои, потому что держать весьма высокую профессиональную планку, получая низкие зарплаты, — это действительно проявление большой любви к музыке и патриотизма по отношению к своему оркестру». В этом же интервью он поблагодарил губернатора Василия Голубева за то, что тот выделил средства на инструменты: «Мы заменили инструменты, которые были в аварийном состоянии, и сразу звучание улучшилось». Но при этом добавил, что оркестру нужно постоянное внимание: «Радует, что на период пандемии наши зарплаты не секвестировали. Но зарплаты у нас низкие, вопиюще не соответствующие ни статусу, ни уровню оркестра. Высокие зарплаты — это конкурентная среда, это возможность приглашать музыкантов из других городов». Г-н Урюпин подчеркнул, что с неконкурентными зарплатами развитие оркестра ограничено.

Любовь и внимание публики у филармонии уже есть. Но от зарплат музыкантов до паркета, кресел и номерков в гардеробе она, увы, вопиет о внимании и вложениях со стороны региональных властей.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Культура
image
13 и 14 февраля в большом зале филармонии пройдут концерты трех коллективов.
Культура
image
25 ноября в Общественной палате РФ подведут итоги форума «Волонтеры культуры — территория реализации идей. От волонтеров культуры к креативной экономике».
Культура
image
3 ноября состоится ежегодная всероссийская культурно-образовательная акция «Ночь искусств», приуроченная ко Дню народного единства. В этом году «Ночь» пройдет уже в восьмой раз. Музеи, театры, выставочные и концертные залы, библиотеки и культурные клубы в этот раз откроются в онлайн-формате.
Культура
image
Звукозаписывающая компания Naxos сделает компакт-диск с программой Ростовского симфонического оркестра. Премьера программы состоится в филармонии 17 октября.
Просмотров: 6792

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
image
Самокат с электроприводом пришел в нашу повседневность внезапно и неотвратимо, как Бузова во МХАТ. Разбавил рутину эмоциями, отменил скучные тротуары. Тротуары теперь тоже проезжая часть. Привыкаем. Тренируем быстроту реакции. Пока без потерь. Но есть нюансы.
Своими словами
image
Формирование ростовской агломерации было бы неплохо начать с создания единой информационной системы движения пассажирского транспорта. А то стоишь на остановке и думаешь, а не перестал ли уже ходить здесь, к примеру, 85-й автобус.
Своими словами
image
Администрация Ростова в рубрике «Спрашивали — отвечаем» в своем инстаграм-аккаунте опубликовала формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Эта форма ответа нигде не желательна, но особенно гротескно выглядит в соцсети, которую обычно используют как витрину, чтобы показать товар (или услугу) лицом.