г. Ростов-на-Дону
11 июля 2025 15:22:43
77.9
91.5

Городу не хватает городского пространства

Низкое качество городского пространства в Ростове — основная проблема, с которой сталкивается не только бизнес, но все, кто живет в городе. Властям стоит взяться за его изменение, которое обойдется не слишком дорого, зато приведет к развитию бизнеса и более комфортной жизни горожан, да и перед туристами будет не так стыдно.

Нынешнее представление о модернизации городского пространства более похоже на детскую игру в доктора: прикладывая лист подорожника, ожидают чуда исцеления. В Ростове-на-Дону все существует для автомобиля. И то, настолько из рук вон плохо, что диву даешься. Нет даже минимума — единой транспортной системы, являющейся основой жизнеобеспечения современного города. Сейчас общественный транспорт завязан на старой системе жизни Ростова, когда еду можно было добыть только на Центральном рынке, а потуги в изменении маршрутов и сети в целом ударяются о стену экономической нецелесообразности и отсутствия единой транспортной ткани. Нынешнее представление о модернизации городского пространства более похоже на детскую игру в доктора: прикладывая лист подорожника, ожидают чуда исцеления.

Перед тем как запустить платные парковки, власти города решили провести круглый стол, посвященный этой и смежным темам. На предложение об установке каких-нибудь чугунных столбиков (чтобы на тротуарах не стояли и не ездили авто) чиновники ответили, что, мол, нарисуйте, принесите, мы, конечно, открыты, но вообще нам эта идея не нравится. И так во всем.

Показателен пример реконструкции Б. Садовой. Специалисты из «Стрелки» сделали отличное пособие, в котором прописали базовые моменты для реорганизации городских пространств Москвы, по счастливой случайности конкурс на апробацию этих методов выиграло ростовское архитектурное бюро «Проект», а чиновники развели руками: мол, мы уже завтра плитку закупаем. В итоге ни шатко ни валко Садовая начинает преображаться, благо в «Проекте» профессиональные архитекторы.

Если взглянуть шире, то у нас исторически очень мало городского в городе. Если пройтись по любой улице даже в центре, едва на 100 метров будет один вход в здание, и притом каждый третий — госучреждение, а каждый второй — с КПП и забором. Улица потеряла городской смысл, поэтому и людей мало, и бизнеса. В европейских городах на улице через каждые 5–8 метров — вход в здание, плотность очень высокая, с правильным регулированием и градоустроительством получается много небольшой коммерческой недвижимости, много малого бизнеса. У нас можно наблюдать это на Пушкинской, Газетном, на некоторой части Садовой. И все.

Для улучшения города даже не надо читать талмудов по урбанизму, транспортным системам и т. д. Можно просто загуглить пару картинок европейского города и внимательно на них посмотреть. На месте чиновников я бы сделал следующие основные выводы:

1. Выстраивание приоритетности — для кого существует город. На первом месте должен быть горожанин, потом горожанин на общественном транспорте, и на последнем — автомобиль.

2. Дестимулирование использования личного транспорта и стимулирование использования общественного. Платные парковки — это хорошо, но только когда параллельно система общественного транспорта работает как единый организм. Самый комфортный, экономически эффективный и быстрый способ передвижения в любом цивилизованном городе — трамвай на выделенной полосе.

3. Улица — не дорога! Когда улица сводится к одной функции транспортировки несчастных «неудачников», кто не смог себе позволить жировозку в кредит, то и города там нет. На таких улицах и бизнесу делать нечего, и горожанам нет смысла находиться. Это потерянные сотни километров, связывающие бессмысленные пустыри и выходящие городу в копеечку.

4. Никаких заборов, ни больших, ни маленьких, только столбики, чтобы жировозки знали, кто в городе главный. Плюс доступная среда. Правда, она у нас понимается как бесконечное количество пандусов и перил в подземелья. Оттого у нас бабули в городе все и злые, что им ходить тяжело. Надо создавать для горожанина пространство в пешеходной доступности. Две стороны Ворошиловского в районе улицы Суворова — это два разных города (как исторически и было какое-то время). Чтобы перейти проспект, надо совершить путешествие, сопряженное с приключениями и опасностями.

5. Дорожно-транспортную инфраструктуру должен пересмотреть экспертный совет за приличные деньги, небольшие, правда, по сравнению с весенним бюджетом по асфальтированию луж.

6. Огласить чиновников, ответственных за преображение города, и назначить степень этой ответственности. А то что ни провал — разводят руками и многозначительно указывают пальцем в небо.

В любой тонюсенькой брошюрке любого урбаниста можно найти полный спектр методов очеловечивания города. Это не стоит почти никаких денег, а если попросить Максима Каца (политический и общественный деятель, сооснователь фонда «Городские проекты», city4people.ru) приехать и выдать все карты, так он вообще это бесплатно сделает. Правда, бюджет на этом не распилишь.

Станислав Смирнов, основатель проекта Setter´s

Просмотров: 25865

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
Городу не хватает городского пространства
Дефицит кадров заставляет работодателей, с одной стороны, больше загружать персонал сверхурочно, а с другой — активно искать возможности для расширения штата. Тему тонко чувствуют кадровые агрегаторы. Один из них провел недавно опрос соискателей, чтобы выяснить, что их больше всего раздражает в объявлениях о вакансиях.
Своими словами
Городу не хватает городского пространства
Бизнес и политики творчески подошли к сотрудничеству с Азовским музеем-заповедником, пополняя его коллекцию макетов кораблей, связанных с историей Азова.
Своими словами
Городу не хватает городского пространства
Наиболее продвинутые компании тратят средства на промышленный и ландшафтный дизайн. Они не только делают Ростов красивее, но и создают более привлекательный образ работодателя.
Своими словами
Городу не хватает городского пространства
Большинство опрошенных сервисом SuperJob ростовчан не поддержали министра спорта Михаила Дегтярева, который предложил вернуть пиво на стадионы. Кажется, старинный способ решать проблемы инфраструктуры досуга с помощью алкоголя выходит из моды.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.