Телемедицинские «пилоты» не спешат садиться на Дону
Большинство операторов связи пока тестируют свои продукты для телемедицины в столицах. Продукты для оказания телемедицинских услуг с различными наборами возможностей разработали практически все крупнейшие участники российского рынка связи. В то же время значительная часть этих продуктов в настоящее время работает только в пилотном режиме и в отдельных регионах. Операторы отмечают, что IT-решения легко тиражируются, поэтому при успешной реализации пилотных проектов телемедицинские сервисы могут быть быстро запущены по всей стране. Перспективы развития есть как у продуктов, предназначенных для взаимодействия между врачом и пациентом, так и у решений класса «врач — врач».
На протяжении прошлого года все крупные операторы связи разрабатывали и запускали телемедицинские сервисы в партнерстве со специализированными платформами или сетевыми частными клиниками. В июне 2018-го Tele2 предложила рынку продукт для дистанционной записи на прием или онлайн-консультации (в чате или посредством аудио- либо видеозвонка) совместно с московской медицинской компанией Doc+.
— Основная тема вопросов — расшифровка анализов, на них приходится примерно треть обращений, — говорит руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Юг» Tele2 Дмитрий Ратников. — Также за консультациями пользователи часто обращаются в путешествиях, например когда родителям необходимо задать специалисту вопрос о здоровье ребенка. Количество пользования сервисом в IV квартале 2018 года выросло на 56% в сравнении с III кварталом. Пик количества консультаций выпал на декабрь, из них 88% — обращения к терапевту.
«ВымпелКом» (бренд «Билайн») запустил свой телемедицинский продукт «Мой доктор» в конце прошлого года. Партнером оператора выступает компания «Мобильные медицинские технологии», разработчик сервиса «Онлайн доктор», на базе которого и работает услуга «ВымпелКома». В данном сервисе могут регистрироваться врачи из разных клиник, расположенных в разных регионах.
— Мы отмечаем интерес к сервису «Мой Доктор» со стороны абонентов из всех регионов России, — сообщили N в пресс-службе южного региона ПАО «ВымпелКом». — Каждое второе обращение было из Москвы или Санкт-Петербурга. Юг находится на третьем месте по количеству дистанционных обращений к врачам. Согласно статистике, 55% всех обращений — к терапевтам, 28% — к педиатрам, а из узкопрофильных специалистов клиенты чаще всего обращаются к неврологу, кардиологу, психологу, диетологу. Такая статистика в основном связана с особенностями сервиса, где клиент сначала должен связаться с дежурным терапевтом или педиатром, чтобы получить рекомендацию обратиться к тому или иному узкопрофильному специалисту. Во время онлайн-консультации врач может направить клиента в медицинскую лабораторию или на очный прием в клинику, предоставив скидку. Результаты анализов появятся в приложении, и врач сможет дать рекомендации на повторной онлайн-консультации.
Часть операторов пока тестирует телемедицинские сервисы в отдельных регионах. В частности, «МегаФон» запустил сервис видеоконсультаций с врачами «МегаФон.Здоровье» в конце 2017 года, однако на данный момент он действует только на территории Москвы и Московской области. Также в начале нынешнего года оператор представил новую телемедицинскую платформу, отличительной чертой которой является ориентация на организацию взаимодействия между врачами.
Продукт «Ростелеком Маме», запущенный в прошлом году ПАО «Ростелеком» совместно с сервисом Doc+, пока доступен только в Москве и Санкт-Петербурге. Это решение предназначено для семей с детьми и помимо онлайн-консультаций включает в себя возможность вызвать врача на дом, сдать дома анализы и др.
— У нас широко практикуется «переброс» лучших практик, поэтому если данное решение покажет свою востребованность, то мы его растиражируем в кратчайшие сроки, — говорит директор ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Алхасов.
Участники рынка называют одним из наиболее перспективных направлений развития телемедицины сбор и анализ данных с носимых гаджетов (фитнес-браслетов, «умных» часов, пульсометров и т. п.), т. е. использование в медицине «интернета вещей» (IoT). На данный момент такую возможность заявляет только компания «МТС» в своем сервисе SmartMed, который в прошлом году запустила совместно с сетью клиник «Медси» в Москве и Подмосковье. При этом в «ВымпелКоме» N сообщили, что рассматривают возможность добавления данной функции в свой телемедицинский сервис «в ближайшее время». Перспективой ближайшего времени развитие IoT в телемедицине считает и Сергей Алхасов. По его словам, внедрение удаленного мониторинга состояния организма в рамках телемедицинских сервисов сдерживается тем, что пока законодательство не регулирует порядок сертификации носимых гаджетов и, соответственно, требования к защите информации, которую они собирают.
Представители операторов связи отмечают, что телемедицина позволяет сэкономить на медицинских услугах за счет подписной модели оплаты. В частности, у Tele2 использование телемедицинского сервиса стоит 5 рублей в сутки, базовая стоимость аналогичной услуги «ВымпелКома» составляет 199 рублей (премиальный вариант с расширенным функционалом — 499 рублей) в месяц. «МТС» продает пакеты онлайн— и очных консультаций разного объема за 2800 или 5450 рублей, срок их действия составляет три месяца. Телемедицинский продукт «Ростелекома» стоит от 200 (из расчета на одного ребенка) до 2200 (предназначен для семьи из трех человек) рублей в месяц.