г. Ростов-на-Дону
22 апреля 2025 01:47:59
80.76
93.67

Уже инженеры

Защита проектов первых магистрантов Передовой инженерной школы Донского государственного технического университета прошла при большом стечении теоретиков и практиков инженерной профессии. Как сказал директор ПИШ Владислав Пигенко, «на первых студентов Школы с большим интересом смотрит весь университет и весь завод “Ростсельмаш”» — индустриальный партнер нового направления. Такого масштаба инновации в образовании трудно припомнить.

Интерес связан с тем, что Передовые инженерные школы были созданы в прошлом году для качественно иного уровня инженерного образования. По федеральной программе было образовано 30 школ. На юге России — обе в Ростовской области: при ДГТУ и Южном федеральном университете. Фишкой школ кроме новенького передового оборудования стала ультрапрактикоориентированность. Все они работают в сотрудничестве с индустриальными партнерами, готовя специалистов под решение конкретных производственных задач. Студенты с первых дней обучения собираются в команды, как их называют, инженерного спецназа и решают реальные проблемы заводов и фабрик. Результаты такой работы и представили в конце учебного года несколько студенческих команд ПИШ ДГТУ. Экспертами и членами жюри (а это был еще и конкурс за право допобразования в виде тренинга на берегу Черного моря) выступили в основном опытные инженеры, в том числе из гиганта комбайностроения «Ростсельмаша».

Инженеры — профессия мужская. Из десяти-пятнадцати членов команд, защищающих годовые проекты, в лучшем случае бывает одна девушка. Докладчик, как правило, один. Соратники, выстроившись рядом с экраном, поддерживают его морально и с готовностью отвечают на каверзные вопросы практиков — членов жюри, если тема касается их компетенций. Дело в том, что в командах подобраны разные таланты. Кто-то лучше понимает электронику, кто-то гидравлику, в результате вместе пытаются решать многоаспектные проблемы завода «Ростсельмаш».

Первый проект — представление стенда испытаний и исследований газодинамических процессов в системах очистки зерноуборочных комбайнов. История распространенная: завод получал воздуховоды из-за рубежа, после введения санкций комплектующие перестали поступать. Надо искать новых партнеров и проверять их продукцию в условиях, приближенных к реальным. Вообще, лучше, конечно, на комбайне в поле исследовать, но это долго и дорого. Затем магистры ПИШ и придумали испытательный стенд, который показывает, как по новым трубкам движется или не движется, забиваясь «соломистым ворохом», воздушный поток. «Чайнику», оказавшемуся на защите, понятно примерно 10% от обсуждаемого, но самое главное — просматривается цель годового труда полутора десятка магистров инженерной школы. Дальше вся надежда на спецов в жюри. Конечно, эксперты заваливают вопросами, на которые не всегда у студентов есть ответы. В основном это даже не вопросы, а пожелания, как еще можно усовершенствовать испытательный стенд. Магистры теребят подбородки: много подкинули «на подумать». И в финале одобрительная реплика одного из спецов: «Такого еще никто не предлагал».

Следующие «спецназовцы» представляют стенд испытания ременных передач. Дело в том, что в комбайне используется множество ремней. Конструкторы любят их за легкость и простоту. Но и здесь не обошлось без вынужденного импортозамещения. Качественные немецкие ремни больше не привозят, отечественные пока оставляют желать лучшего. Но комбайн должен быть надежен: его простой во время уборки — это миллионы рублей убытков. Вот и придумывают магистры, как испытывать предлагаемые новыми поставщиками ремни. Признаются, что при подготовке годового проекта «решали 78 проблем и последние 47 дней мало спали», просиживая в Донском инжиниринговом центре. На вопрос, кто из команды уже работает на «Ростсельмаше», все подняли руки. Тут же присутствует наставник с завода, готов ответить на самые сложные вопросы коллег. В определенный момент начинает казаться, что мы не в вузе, а на летучке в КБ комбайностроительного гиганта.

Следующие магистранты презентуют стенд для испытания подшипников. Причин их выхода из строя множество, с ними надо что-то делать. Они и делают. Запомнилась эта команда помимо прочего тем, что на своем стенде используют купленный в магазине томатный сок: «Мы выяснили, что он по своим характеристикам соответствует соку, который выделяет кукуруза при ее уборке». Он плохо влияет на работу подшипников. Пишевцы предложили, как с этим бороться. Здесь уже высказались и теоретики: «Если эту проблему решат, сразу можно защищать кандидатскую». Только кому? Всей команде? Хорошо, что команда думает о комбайнах, а не о научных степенях.

Новые докладчики представляют стенд для испытания пластиковых направляющих транспортера. Клиенты жалуются на то, что они часто ломаются. Вот студенты и придумали стенд, который будет проверять продукцию новых поставщиков. Характерна поправка одного из членов профессионального жюри: «Не говорите “мы, как инженеры”, вы и есть инженеры».

Дошли до реинжиниринга. Команда студентов спроектировала прицепной агрегат. Подобные перестали поставлять из-за границы. На этот раз заказчик не «Ростсельмаш». Студенты провели демонтаж готового изделия, создали эскизы деталей, провели химанализ материалов и в конце собрали еще один свой. В отличие от испытательных стендов здесь речь идет о серийном производстве. Вердикт говорит сам за себя: «Все сдано. Заказчик доволен».

Эксперты подводят итоги. Теоретики: «Все работы уровня публикаций РИНЦ». Практики: «Уровень на две головы выше, чем у среднестатистических выпускников технических вузов». И пожелания от опытных инженеров: «Не останавливайтесь на том, что уже знаете. Копайте, идите вперед».

В состязании победил стенд испытания ременных передач. Его команда поедет на черноморский тренинг. Из 39 выступающих 33 уже работают на ставке на «Ростсельмаше». Кроме двух стипендий получают еще и зарплату. Уже инженеры.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
Уже инженеры
Одна из двух Передовых инженерных школ, созданных по решению правительства РФ в Ростовской области, — ПИШ «Институт перспективного машиностроения» на базе Донского государственного технического университета в сотрудничестве с компанией «Ростсельмаш». Директор этой Школы ростсельмашевец Владислав Пигенко считает, что сегодня инженеру кроме технических знаний и видения будущего важно представлять, как и кому будет продано его изделие, а также иметь серьезные навыки работы в команде.
Просмотров: 2565

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Уже инженеры
В Центре истинных ценностей прошла встреча нескольких поколений ученых Дона, организованная банком «Центр-инвест» и Советом молодых ученых и специалистов Ростовской области. На встрече представители старшего и нынешнего поколений поделились опытом и оценкой влияния результатов научных работ на развитие Ростовской области.
Образование, наука
Уже инженеры
Давний спор о месте, где сформировался индоевропейский праязык, из которого вышли языки большинства европейских и части азиатских народов, как полагают в Южном федеральном университете (ЮФУ), вероятно, близок к завершению. Ясность в этот вопрос внесли исследователи древних геномов.
Образование, наука
Уже инженеры
День российской науки — хороший повод для анализа роли и потенциала науки в донской экономике на основе данных о комплексном развитии региона и опроса молодых ученых.
Образование, наука
Уже инженеры
На базе передовой инженерной школы (ПИШ) ЮФУ реализуются проекты, направленные на практическую подготовку специалистов по направлениям, наиболее актуальным для обеспечения технологического суверенитета России. Ряд таких разработок университет представил донским журналистам в ходе пресс-тура в лаборатории ПИШ «Инженерия киберплатформ» в Таганроге.