г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 19:38:27
102.58
107.43

Уже инженеры

Защита проектов первых магистрантов Передовой инженерной школы Донского государственного технического университета прошла при большом стечении теоретиков и практиков инженерной профессии. Как сказал директор ПИШ Владислав Пигенко, «на первых студентов Школы с большим интересом смотрит весь университет и весь завод “Ростсельмаш”» — индустриальный партнер нового направления. Такого масштаба инновации в образовании трудно припомнить.

Интерес связан с тем, что Передовые инженерные школы были созданы в прошлом году для качественно иного уровня инженерного образования. По федеральной программе было образовано 30 школ. На юге России — обе в Ростовской области: при ДГТУ и Южном федеральном университете. Фишкой школ кроме новенького передового оборудования стала ультрапрактикоориентированность. Все они работают в сотрудничестве с индустриальными партнерами, готовя специалистов под решение конкретных производственных задач. Студенты с первых дней обучения собираются в команды, как их называют, инженерного спецназа и решают реальные проблемы заводов и фабрик. Результаты такой работы и представили в конце учебного года несколько студенческих команд ПИШ ДГТУ. Экспертами и членами жюри (а это был еще и конкурс за право допобразования в виде тренинга на берегу Черного моря) выступили в основном опытные инженеры, в том числе из гиганта комбайностроения «Ростсельмаша».

Инженеры — профессия мужская. Из десяти-пятнадцати членов команд, защищающих годовые проекты, в лучшем случае бывает одна девушка. Докладчик, как правило, один. Соратники, выстроившись рядом с экраном, поддерживают его морально и с готовностью отвечают на каверзные вопросы практиков — членов жюри, если тема касается их компетенций. Дело в том, что в командах подобраны разные таланты. Кто-то лучше понимает электронику, кто-то гидравлику, в результате вместе пытаются решать многоаспектные проблемы завода «Ростсельмаш».

Первый проект — представление стенда испытаний и исследований газодинамических процессов в системах очистки зерноуборочных комбайнов. История распространенная: завод получал воздуховоды из-за рубежа, после введения санкций комплектующие перестали поступать. Надо искать новых партнеров и проверять их продукцию в условиях, приближенных к реальным. Вообще, лучше, конечно, на комбайне в поле исследовать, но это долго и дорого. Затем магистры ПИШ и придумали испытательный стенд, который показывает, как по новым трубкам движется или не движется, забиваясь «соломистым ворохом», воздушный поток. «Чайнику», оказавшемуся на защите, понятно примерно 10% от обсуждаемого, но самое главное — просматривается цель годового труда полутора десятка магистров инженерной школы. Дальше вся надежда на спецов в жюри. Конечно, эксперты заваливают вопросами, на которые не всегда у студентов есть ответы. В основном это даже не вопросы, а пожелания, как еще можно усовершенствовать испытательный стенд. Магистры теребят подбородки: много подкинули «на подумать». И в финале одобрительная реплика одного из спецов: «Такого еще никто не предлагал».

Следующие «спецназовцы» представляют стенд испытания ременных передач. Дело в том, что в комбайне используется множество ремней. Конструкторы любят их за легкость и простоту. Но и здесь не обошлось без вынужденного импортозамещения. Качественные немецкие ремни больше не привозят, отечественные пока оставляют желать лучшего. Но комбайн должен быть надежен: его простой во время уборки — это миллионы рублей убытков. Вот и придумывают магистры, как испытывать предлагаемые новыми поставщиками ремни. Признаются, что при подготовке годового проекта «решали 78 проблем и последние 47 дней мало спали», просиживая в Донском инжиниринговом центре. На вопрос, кто из команды уже работает на «Ростсельмаше», все подняли руки. Тут же присутствует наставник с завода, готов ответить на самые сложные вопросы коллег. В определенный момент начинает казаться, что мы не в вузе, а на летучке в КБ комбайностроительного гиганта.

Следующие магистранты презентуют стенд для испытания подшипников. Причин их выхода из строя множество, с ними надо что-то делать. Они и делают. Запомнилась эта команда помимо прочего тем, что на своем стенде используют купленный в магазине томатный сок: «Мы выяснили, что он по своим характеристикам соответствует соку, который выделяет кукуруза при ее уборке». Он плохо влияет на работу подшипников. Пишевцы предложили, как с этим бороться. Здесь уже высказались и теоретики: «Если эту проблему решат, сразу можно защищать кандидатскую». Только кому? Всей команде? Хорошо, что команда думает о комбайнах, а не о научных степенях.

Новые докладчики представляют стенд для испытания пластиковых направляющих транспортера. Клиенты жалуются на то, что они часто ломаются. Вот студенты и придумали стенд, который будет проверять продукцию новых поставщиков. Характерна поправка одного из членов профессионального жюри: «Не говорите “мы, как инженеры”, вы и есть инженеры».

Дошли до реинжиниринга. Команда студентов спроектировала прицепной агрегат. Подобные перестали поставлять из-за границы. На этот раз заказчик не «Ростсельмаш». Студенты провели демонтаж готового изделия, создали эскизы деталей, провели химанализ материалов и в конце собрали еще один свой. В отличие от испытательных стендов здесь речь идет о серийном производстве. Вердикт говорит сам за себя: «Все сдано. Заказчик доволен».

Эксперты подводят итоги. Теоретики: «Все работы уровня публикаций РИНЦ». Практики: «Уровень на две головы выше, чем у среднестатистических выпускников технических вузов». И пожелания от опытных инженеров: «Не останавливайтесь на том, что уже знаете. Копайте, идите вперед».

В состязании победил стенд испытания ременных передач. Его команда поедет на черноморский тренинг. Из 39 выступающих 33 уже работают на ставке на «Ростсельмаше». Кроме двух стипендий получают еще и зарплату. Уже инженеры.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
Уже инженеры
Одна из двух Передовых инженерных школ, созданных по решению правительства РФ в Ростовской области, — ПИШ «Институт перспективного машиностроения» на базе Донского государственного технического университета в сотрудничестве с компанией «Ростсельмаш». Директор этой Школы ростсельмашевец Владислав Пигенко считает, что сегодня инженеру кроме технических знаний и видения будущего важно представлять, как и кому будет продано его изделие, а также иметь серьезные навыки работы в команде.
Просмотров: 2477

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Уже инженеры
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
Уже инженеры
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
Уже инженеры
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
Уже инженеры
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.