Учить ученых
С 2015 года кафедра интеллектуальных и многопроцессорных систем Южного федерального университета работает как базовая для таганрогского Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров. Ее выпускники в подавляющем большинстве находят работу по специальности. В магистратуру и аспирантуру кафедры часто приходят действующие специалисты: новые знания нужны им для карьерного роста и для того, чтобы говорить с коллегами на одном языке.
С момента заключения договора о создании базовой кафедры Научно-исследовательский центр супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров взял на себя основную часть расходов, связанных с ремонтом помещений и оснащением аудиторий современным оборудованием — персональными компьютерами, 3D-проекторами и др. Предметом особой гордости кафедры стала серверная стойка на 24 блока из 24 программируемых логических интегральных схем каждая. Производительность каждой схемы в зависимости от выполняемой задачи в 100-1000 раз выше, чем процессора персонального компьютера, говорит директор Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров и заведующий базовой кафедрой Илья Левин, блок из нескольких схем превосходит персональный компьютер по быстродействию в десятки тысяч раз.
— Мы используем интегральные схемы американской компании Xilinx, в прошлые годы их представители регулярно приезжали к нам, — рассказывает г-н Левин. — Когда мы сказали, какое оборудование применяем для обучения студентов, они нам сначала не поверили, а убедившись лично, что у нас на кафедре действительно установлена такая стойка и студенты могут получить к ней доступ в удобное для себя время, были очень удивлены.
Ежегодно Научно-исследовательский центр супер-ЭВМ выпускает сотни блоков схем и 1-2 супер-ЭВМ на их основе. Компания входит в топ-3 российских производителей систем такого рода и лидирует среди стран Евразии по сложности вычислительных плат.
— В 30 литрах объема мы размещаем 100 схем, — говорит Илья Левин. — Такую плотность компоновки не может обеспечить больше никто в мире.
Кафедра обучает студентов по программам магистратуры и аспирантуры — подготовки в рамках бакалавриата для такой сложной отрасли, как производство супер-ЭВМ, недостаточно. Все преподаватели — сотрудники Научно-исследовательского центра. Часть из них работает в учебном отделе компании и присутствует на кафедре постоянно, другие — ведут отдельные курсы по совместительству. Компания доплачивает им за преподавательскую работу, на долю Центра приходится 60-70% зарплаты, которую получают сотрудники кафедры. Также компания учредила стипендии для студентов. Один день в неделю они обязательно проводят на производстве Научно-исследовательского центра, где выполняют реальные рабочие задачи.
— Это не значит, что все работают на переднем крае исследований, многие занимаются созданием интерфейсов, отдельных функциональных блоков и т. п., — говорит Илья Левин. — Тем не менее в работе Центра участвуют все. Каждый студент прикрепляется к одному из руководителей компании и в течение 1,5-2 лет пишет под его руководством магистерскую диссертацию на базе практических задач и разработок центра. Благодаря этому выпускники готовы к работе на предприятиях и участию в производстве конкурентоспособной инновационной продукции.
Студентка второго курса магистратуры кафедры интеллектуальных и многопроцессорных систем Ольга Ершова работает в отделе цифровой обработки сигналов Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ программистом. Продолжить обучение после получения диплома специалиста по акустическим приборам она решила, чтобы повысить квалификацию и на практике разобраться в аппаратной части оборудования, которое выпускает компания.
— Знания в этой сфере у меня есть, но в основном теоретические, — объясняет Ольга Ершова. — Дополнительные навыки, которые я смогу получить благодаря магистратуре, позволят мне комфортнее и эффективнее взаимодействовать с коллегами, которые занимаются разработкой и производством «железа». Учиться удобно, поскольку у нас есть доступ к самому современному оборудованию и средствам обучения.
В среднем кафедра набирает около 20 новых студентов магистратуры ежегодно. Завершают обучение около половины из них. За численностью контингента учащихся здесь не гонятся, поскольку благодаря выплатам Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ зарплаты преподавателей практически не зависят от количества студентов.
— У нас небольшая кафедра, я знаю лично всех сотрудников и при необходимости могу с каждым из них связаться, — говорит заместитель завкафедрой по учебной работе Инна Кузнецова (преподает математику, программирование и современные компьютерные технологии). — На кафедре — восемь преподавателей, которые работают по совместительству, параллельно занимаясь реальными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Они не всегда знают формальную сторону образовательного процесса, в частности требования к оформлению документации в соответствии с образовательными стандартами), но у меня всегда есть возможность им помочь. При этом содержательная сторона дисциплин отражает многолетний опыт преподавателей в реализации реальных проектов и современные тенденции развития высокопроизводительных вычислительных систем.
Г-жа Кузнецова отмечает, что сотрудничество с Научно-исследовательским центром супер-ЭВМ позволяет кафедре оперативно, без прохождения сложных процедур решать текущие вопросы — ремонтировать компьютеры, закупать необходимые комплектующие и т. д. Кроме того, сотрудники учебного центра компании, понимающие специфику ее деятельности, знают, какие именно специалисты нужны Центру. Благодаря этому у них есть возможность выстроить единую линию обучения магистрантов, начиная с первого курса вплоть до написания выпускной квалификационной работы.
— На нашей кафедре пять специализаций, выбрав одну из них, студент обучается по ней углубленно, а по другим курсам требования к нему смягчаются, — объясняет Илья Левин. — Мы часто обновляем образовательные программы, чтобы они соответствовали времени и требованиям Научно-исследовательского центра как работодателя. Например, сейчас компания начинает активно развивать направление, связанное с использованием нейросетей, для анализа изображений и различных ситуаций. В связи с этим рассматриваем возможность расширить курс цифровой обработки сигналов, возможно, через год добавим эту тематику в соответствующие программы обучения.