г. Ростов-на-Дону
09 ноября 2025 08:30:15
81.23
93.84

Учить ученых

С 2015 года кафедра интеллектуальных и многопроцессорных систем Южного федерального университета работает как базовая для таганрогского Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров. Ее выпускники в подавляющем большинстве находят работу по специальности. В магистратуру и аспирантуру кафедры часто приходят действующие специалисты: новые знания нужны им для карьерного роста и для того, чтобы говорить с коллегами на одном языке.

С момента заключения договора о создании базовой кафедры Научно-исследовательский центр супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров взял на себя основную часть расходов, связанных с ремонтом помещений и оснащением аудиторий современным оборудованием — персональными компьютерами, 3D-проекторами и др. Предметом особой гордости кафедры стала серверная стойка на 24 блока из 24 программируемых логических интегральных схем каждая. Производительность каждой схемы в зависимости от выполняемой задачи в 100-1000 раз выше, чем процессора персонального компьютера, говорит директор Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров и заведующий базовой кафедрой Илья Левин, блок из нескольких схем превосходит персональный компьютер по быстродействию в десятки тысяч раз.

— Мы используем интегральные схемы американской компании Xilinx, в прошлые годы их представители регулярно приезжали к нам, — рассказывает г-н Левин. — Когда мы сказали, какое оборудование применяем для обучения студентов, они нам сначала не поверили, а убедившись лично, что у нас на кафедре действительно установлена такая стойка и студенты могут получить к ней доступ в удобное для себя время, были очень удивлены.

Ежегодно Научно-исследовательский центр супер-ЭВМ выпускает сотни блоков схем и 1-2 супер-ЭВМ на их основе. Компания входит в топ-3 российских производителей систем такого рода и лидирует среди стран Евразии по сложности вычислительных плат.

— В 30 литрах объема мы размещаем 100 схем, — говорит Илья Левин. — Такую плотность компоновки не может обеспечить больше никто в мире.

Кафедра обучает студентов по программам магистратуры и аспирантуры — подготовки в рамках бакалавриата для такой сложной отрасли, как производство супер-ЭВМ, недостаточно. Все преподаватели — сотрудники Научно-исследовательского центра. Часть из них работает в учебном отделе компании и присутствует на кафедре постоянно, другие — ведут отдельные курсы по совместительству. Компания доплачивает им за преподавательскую работу, на долю Центра приходится 60-70% зарплаты, которую получают сотрудники кафедры. Также компания учредила стипендии для студентов. Один день в неделю они обязательно проводят на производстве Научно-исследовательского центра, где выполняют реальные рабочие задачи.

— Это не значит, что все работают на переднем крае исследований, многие занимаются созданием интерфейсов, отдельных функциональных блоков и т. п., — говорит Илья Левин. — Тем не менее в работе Центра участвуют все. Каждый студент прикрепляется к одному из руководителей компании и в течение 1,5-2 лет пишет под его руководством магистерскую диссертацию на базе практических задач и разработок центра. Благодаря этому выпускники готовы к работе на предприятиях и участию в производстве конкурентоспособной инновационной продукции.

Студентка второго курса магистратуры кафедры интеллектуальных и многопроцессорных систем Ольга Ершова работает в отделе цифровой обработки сигналов Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ программистом. Продолжить обучение после получения диплома специалиста по акустическим приборам она решила, чтобы повысить квалификацию и на практике разобраться в аппаратной части оборудования, которое выпускает компания.

— Знания в этой сфере у меня есть, но в основном теоретические, — объясняет Ольга Ершова. — Дополнительные навыки, которые я смогу получить благодаря магистратуре, позволят мне комфортнее и эффективнее взаимодействовать с коллегами, которые занимаются разработкой и производством «железа». Учиться удобно, поскольку у нас есть доступ к самому современному оборудованию и средствам обучения.

В среднем кафедра набирает около 20 новых студентов магистратуры ежегодно. Завершают обучение около половины из них. За численностью контингента учащихся здесь не гонятся, поскольку благодаря выплатам Научно-исследовательского центра супер-ЭВМ зарплаты преподавателей практически не зависят от количества студентов.

— У нас небольшая кафедра, я знаю лично всех сотрудников и при необходимости могу с каждым из них связаться, — говорит заместитель завкафедрой по учебной работе Инна Кузнецова (преподает математику, программирование и современные компьютерные технологии). — На кафедре — восемь преподавателей, которые работают по совместительству, параллельно занимаясь реальными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Они не всегда знают формальную сторону образовательного процесса, в частности требования к оформлению документации в соответствии с образовательными стандартами), но у меня всегда есть возможность им помочь. При этом содержательная сторона дисциплин отражает многолетний опыт преподавателей в реализации реальных проектов и современные тенденции развития высокопроизводительных вычислительных систем.

Г-жа Кузнецова отмечает, что сотрудничество с Научно-исследовательским центром супер-ЭВМ позволяет кафедре оперативно, без прохождения сложных процедур решать текущие вопросы — ремонтировать компьютеры, закупать необходимые комплектующие и т. д. Кроме того, сотрудники учебного центра компании, понимающие специфику ее деятельности, знают, какие именно специалисты нужны Центру. Благодаря этому у них есть возможность выстроить единую линию обучения магистрантов, начиная с первого курса вплоть до написания выпускной квалификационной работы.

— На нашей кафедре пять специализаций, выбрав одну из них, студент обучается по ней углубленно, а по другим курсам требования к нему смягчаются, — объясняет Илья Левин. — Мы часто обновляем образовательные программы, чтобы они соответствовали времени и требованиям Научно-исследовательского центра как работодателя. Например, сейчас компания начинает активно развивать направление, связанное с использованием нейросетей, для анализа изображений и различных ситуаций. В связи с этим рассматриваем возможность расширить курс цифровой обработки сигналов, возможно, через год добавим эту тематику в соответствующие программы обучения.

Просмотров: 2093

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Учить ученых
4 ноября 2025 года в День народного единства в Адлере успешно прошел фестиваль научно-технического творчества «На волне знаний», организованный АНО «ФИРОН». Это стало торжественным заключительным очным мероприятием проекта «Школьные Лаборатории. Абхазия», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
Учить ученых
Анастасия Ярошенко, студентка пятого курса ростовского ВГИКа, стала обладательницей Гран-при на фестивале Ca’ Foscari Short Film Festival — 2025 в Италии за анимационный музыкальный клип «Кобра» Анастасия приехала в Ростов из Липецка. Она мечтает открыть собственную анимационную студию. В своих первых работах, которые уже были отмечены на всероссийских фестивалях, Анастасия осмысливает философию свободы. С детства она занимается волейболом, поэтому свободное время посвящает спорту.
Образование, наука
Учить ученых
Учитель гимназии № 20 имени С.С. Станчева поселка Каменоломни Октябрьского района Ирина Пленерт стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Решением губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря ей присуждена премия в размере 50 тысяч рублей. Конкурс проводится уже в 20-й раз.
Образование, наука
Учить ученых
14 октября состоялось празднование юбилея Донского государственного технического университета. Торжества проходили в Конгресс-холле и на территории кампуса вуза.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.