«Подготовка инженерных спецназовцев — цель нашей Школы»
Одна из двух Передовых инженерных школ, созданных по решению правительства РФ в Ростовской области, — ПИШ «Институт перспективного машиностроения» на базе Донского государственного технического университета в сотрудничестве с компанией «Ростсельмаш». Директор этой Школы ростсельмашевец Владислав Пигенко считает, что сегодня инженеру кроме технических знаний и видения будущего важно представлять, как и кому будет продано его изделие, а также иметь серьезные навыки работы в команде.
N: — С какой целью организована ваша Передовая инженерная школа?
В.П.: — Всем известно, что на крупных производственных предприятиях остро ощущается кадровый голод. Можно нарастить мощности, но если у вас не хватает кадров или они некомпетентны, то средства будут неэффективно потрачены. Компания «Ростсельмаш» решила максимально внедриться в процесс подготовки инженеров, погружать ребят в производственную среду. Преподавателям открыли двери для стажировок на «Ростсельмаше», изучения производственного и бизнес-процесса. Сотрудники завода не только дают студентам практические знания, но и получают на площадке ПИШ новые преподавательские навыки, чтобы их наставничество было более эффективно. Компания вкладывает в работу Школы средства, сотрудники — очень ценный (особенно если это топ-менеджеры) временной ресурс. «Ростсельмаш» осуществляет стратегическое планирование. Предполагая строить новый завод в Таганроге и тракторный завод в Ростове, мы понимали, что нужен будет кадровый скачок. Серьезные усилия в этом направлении прилагали не первый год. Но начало работы ПИШ выводит эту деятельность на гораздо более высокий уровень. Это масштабный образовательный государственный проект, один из ключевых сегодня в стране.
N: — Что кроме владения цифровыми технологиями должно отличать нынешних специалистов от старой школы?
В.П.: — Во времена СССР у нас была мощная инженерная подготовка. Были большие достижения. При этом экономической частью разработок занималось само государство. Сегодня инженеры, предлагая решения, должны владеть основами маркетинга, понимать, как и кому компания может продать изделие. Другой навык, который формирует Школа, — это умение гибко работать в командах, используя наукоемкие технологии. Термин «инженерный спецназ» означает группу профессионалов, способных быстро решить сложную технологическую задачу. А высокая скорость возможна, когда специалисты умеют слышать друг друга. На лекциях трудно этому научить. В нашей ПИШ мы в том числе для этого внедряем проектное обучение. Студенты делятся на группы, учатся сплоченности. Кто-то из команды лучше решает задачи, связанные с электроникой, другие — с гидравликой. И они на понятном языке объясняют друг другу. Мы видим их прогресс в решении общих задач. Командные работы будем строить с первых курсов обучения. Ребята и на работу будут потом приходить командами под проект. Подготовка таких инженерных спецназовцев — цель нашей Школы.
N: — Сколько у вас студентов?
В.П.: — Сейчас в нашей ПИШ учится 39 магистров из ДГТУ. Из них на «Ростсельмаше» уже работают на ставке 33 человека. В начинающемся учебном году наберем 100 бакалавров и 100 магистров. К нам могут поступать желающие из других вузов страны. Кстати, первый студент, прошедший конкурс, оказался из Москвы. ПИШ — это мощный федеральный проект. Ребята видят его уровень и стараются в него попасть. При приеме мы не только предлагаем ответить на стандартные тесты, но и собеседуем так, будто принимаем их на работу. Мы смотрим на их навыки, soft-skills, обучаемость, мотивированность быть инженером. Поступив к нам, студенты сразу видят, кем они будут работать. Если говорить о зарплатах инженеров на предприятии, то, конечно, сначала это относительно небольшие деньги, но важно, что каких-то ограничений в росте нет. Все зависит от эффективности сотрудника. Известны случаи, когда в компаниях, в частности машиностроительных, ведущие инженеры получают больше генерального директора.
N: — Есть ли материальная мотивация учиться в ПИШ сейчас, а не в будущем?
В.П.: — Компания «Ростсельмаш» платит студентам 30 тыс. в виде стипендии (в последующем будет 40 тыс.) и плюс зарплату по ученической ставке (от 20-30 тыс. руб.).
N: — Один из важных элементов проекта — закупка нового оборудования. Вы его уже приобрели?
В.П.: — В нашей сфере наиболее важно решить проблему испытаний техники. Каждый компонент техники должен испытываться на надежность. Но в стране недостаточно испытательных центров. Поэтому приобретенное для нашей ПИШ — это прежде всего испытательное оборудование. Один стенд стоит около 60 млн руб. У нас их несколько. Ребята видят, как на них работает их изделие. Сломалось — значит, надо искать ошибку. Это помимо прочего дает понимание ценности инженерного труда. Поломка изделия — часто серьезный материальный урон. В особенности когда речь идет о комбайне во время уборки, и день простоя на ремонт может привести к миллионам убытков. Глобальная цель «Ростсельмаша» — стать центром сельхозмашиностроения в России, а нашей ПИШ — центром исследования и испытания сельхозмашин.
N: — Как вы сами стали инженером «Ростсельмаша»?
В.П.: — Я учился в Гомельском технический университете. Потом работал на «ГомСельМаше». На моем примере тоже видна проблема недостатка кадров: «Ростсельмаш» предложил мне хорошие условия, и я переехал в Ростов. Это говорит и о том, какие зарплаты в настоящее время готовы платить инженерам. Достаточные, чтобы релоцироваться из Беларуси на 600 км на юг. Я руководил в компании департаментом надежности. Он проверяет качество механизмов перед запуском в серийное производство. Этот департамент входит в технический центр. Это научный стержень компании. Здесь разрабатываются новые комбайны, инновационные решения по их модификации. Сейчас я возглавляю конструкторский отдел расчетов.
N: — Какие у вас отношения с другой ростовской ПИШ?
В.П.: — С руководителями ПИШ Южного федерального университета общаемся, знакомимся с разработками друг друга. Особенно нам интересна их тема беспилотников. Без них сегодня уже трудно представить сельское хозяйство.
N: — Кто самые крутые инженеры в России и мире?
В.П.: — В России вспоминаются Королев, Кулибин. Из персонажей — лесковский Левша. Джобс и Маск — инженеры, которые смогли предсказать будущее и на этом хорошо заработать. Но вообще, инженер сегодня — это командная профессия.
N: — Что ждет Школу в перспективе?
В.П.: — В ближайшее время будем достраивать инфраструктуру ПИШ. В долгосрочных планах кроме учебно-исследовательских и инженерных пространств — создать производственную площадку, которая позволила бы студентам выпускать собственные конкурентоспособные изделия в сфере машиностроения.