Нэнси Дуарте, «Slide: ology. Искусство создания выдающихся презентаций». Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2012 год
Тема создания презентаций мне очень хорошо знакома: практически каждую неделю я готовлю собственные презентации, изучаю материалы коллег, участвую в мероприятиях, где спикеры используют визуальные инструменты донесения информации. Поэтому прочесть книгу об искусстве создания презентаций, написанную главой дизайнерской компании с клиентами вроде Google и Microsoft, было, по меньшей мере, любопытно. Умение грамотно, интересно, наглядно и логично выстроить свою презентацию очень важно при работе с аудиторией. Автор книги рассматривает как азы, так и более глубинные аспекты этой работы, на которые мало кто обращает внимание, за исключением разве что профессиональных и опытных спикеров.
Нельзя не согласиться с Нэнси Дуарте: скучные презентации никому не интересны, они не приносят удовлетворения ни спикеру, ни слушателям. Воплощение презентации — это почти искусство, важны разработка концепта и понимание того, как подать свою идею наиболее ярко, красиво и понятно.
По мнению автора, главное в этой работе — определение 2–3 основных идей выступления и представление об аудитории, с которой предстоит общаться. Затем следуют анализ сообщения, визуального ряда и последующая шлифовка презентации с учетом полученных данных. Г-жа Дуарте предлагает проводить мозговые штурмы, обсуждать идеи с коллегами, выделять в презентации самое интересное — яркие моменты («фишки»), тщательно разрабатывать визуальный ряд.
В целом книга посвящена воплощению бизнес-идей в визуальной форме: в ней есть подробная информация о том, как аудитория воспринимает данные, как перемещается по слайду взгляд, какие цветовые схемы лучше применять, как быть со шрифтами, расположением текста, как работать со структурой, сколько рекомендуется слайдов.
Мне импонирует, что материал изложен очень логично и структурированно. Автор не просто дает теоретические выкладки, но также детально и схематично расписывает процесс подготовки презентации, учитывая при этом важные нюансы. Пожалуй, самое ценное в этой работе — разбор того, для чего в принципе нужны презентации. Спикеру необходимо понимать, что это не просто способ подачи информации, а изложение собственного взгляда на вопрос или идею. Чтобы аудитория приняла информацию и вовлеклась в процесс, спикер должен пропустить идею через себя, «пережить» ее и зажечь публику. Бытует мнение, что достаточно харизмы выступающего, но практика показывает, что это не так.
К недостаткам работы я бы отнесла тот факт, что, несмотря на красочность и объем, текста в книге не так уж много. На каждой странице выделены акценты, основные мысли. Это своего рода выжимки, при пробегании их глазами нет необходимости досконально изучать остальную информацию на странице. И, как часто бывает с переводной литературой, прикладных примеров для российской практики здесь немного. Кроме того, некоторые слайды не переведены вовсе, что может стать проблемой для читателей с языковым барьером.
На мой взгляд, книга может стать полезной для тех специалистов, которые регулярно готовят презентации для себя, руководства, коллег. Это могут быть маркетологи, аналитики, помощники руководителей. Для топ-менеджера Slide: ology не станет настольной книгой, хотя, прочитав ее, он тоже вынесет определенную пользу. Но в силу занятости и наличия более приоритетных бизнес-задач вряд ли сможет применить весь объем информации и учесть нюансы, касающиеся глубинных аспектов человеческого восприятия данных. В целом, я полагаю, эта работа поможет осуществить главное в публичном выступлении: профессионально донести идеи до аудитории и достигнуть цели презентации.
Марина Александрина, директор представительства HeadHunter в Южном федеральном округе
Литература для рубрики предоставлена магазином «Деловая литература»