На благо науки
Отделение «Регионоведение» Южного федерального университета выиграло конкурс грантов Президента России. В течение двух лет ученые будут изучать, как современное общество относится к такому феномену, как казачество.
Декан отделения Антон Сериков пояснял СМИ, что исследование «позволит выявить существующие стереотипы общественного мнения в отношении казачества и позволит выработать рекомендации по совершенствованию его имиджа».
<p>Не боюсь признаться, что, мягко говоря, очень скептично отношусь к большинству краеугольных камней казачьей мифологии — к бескрайней демократии в казачьем войске, к тому, что казаки готовы не щадя сил служить на благо государства. Больше всего забавляют притязания на особое место своего то ли сословия, то ли нации. В научных целях (так как ученые будут изучать отношение общества) готова рассказать о том, что меня не устраивает в сегодняшних казаках.
<p>Главное — непонятно, по какому праву нынешние «потомки казаков» претендуют на особую роль в обществе и государстве? Привилегии по сословному принципу запрещены Конституцией. Как уродливо может выглядеть выделение в особую касту отдельных наций при потакании со стороны властей (если казаки все-таки нация), мы уже можем видеть в некоторых южных республиках, и вряд ли стоит умножать эти примеры.
<p>Казаки претендуют на особую роль в государственной службе.
<p>В таком случае чем современные казаки лучше кланов потомственных чинуш? Те, кстати, тоже находятся на госслужбе, ревностно охраняют подконтрольные им сферы, безжалостно борются с чужаками.
<p>Казаки уже два десятка лет готовы участвовать в охране общественного порядка. Но где были честные, неподкупные, смелые казаки в истинно казачьей местности — в злополучной станице Кущевской, когда такие же станичники устанавливали там уголовные порядки? Не слышно о казаках и когда вспыхивают межнациональные конфликты, если только не побьют родственников атаманов.
<p>Почему государство или общество должно доверять казакам больше, чем другим слоям населения, разрешая участвовать в дружинах и патрулях с оружием? Мне очень многое не нравится в работе полиции, но я, как в старом анекдоте, искренне считаю, что еще одну правоохранительную структуру нам уже не прокормить. Похоже, так думаю не только я. В конце декабря прошлого года некогда известный ростовчанин, уже долгие годы работающий префектом Юго-Восточного округа Москвы, Владимир Зотов запретил привлекать казачьи дружины к общественному контролю.
<p>Другая интересная тема — казачья демократия. Наиболее рьяные ее сторонники, даже из числа серьезных ученых, считают выборность казачьих атаманов и прочих войсковых должностей венцом народовластия и справедливости. Не буду спорить об истории, может, так и было, но все меняется. Сейчас казаки уже лет 20 не могут между собой договориться, кто из них самые настоящие — реестровые или нереестровые. Да и атаманов давно уже выбрать без интриг и скандалов не могут. Покидая на днях свой пост, глава донского казачества Виктор Водолацкий заявил, что у кандидатов, претендовавших на атаманство, — Игоря Казарезова и Ивана Капустина — нет никаких шансов стать его преемниками.
<p>— Предвыборная борьба была грязной и в итоге привела к попыткам разделить войско. Новым атаманом должна стать компромиссная фигура из казачьей среды, человек, который занимает достойные должности в правительстве области и который сможет консолидировать казачество, — сообщил Виктор Водолацкий.
<p>Возможными претендентами на этот пост, по его словам, могут выступить и замгубернатора Виктор Гончаров, и главный военком области Анатолий Трушин, и бывший командир 22-й бригады ВДВ генерал Валерий Травкин. При этом он отметил, что большой казачий круг — это проявление демократии, где может выдвинуться любой казак. Вот только множество людей, следящих за происходящим в этой среде, почти без сомнений считают, что атаманом, вероятнее всего, станет Виктор Гончаров. К тому же у него уже есть достойная должность в правительстве.
<p>У казаков есть два бесспорных достоинства — поют красиво и джигитуют отлично. А в остальном их имидж придется поправлять по многим статьям.