г. Ростов-на-Дону
16 марта 2025 21:58:09
85.57
93.61

Инженерная школа развивает робототехнику

В Передовой инженерной школе Южного федерального университета назначен новый руководитель Александр Федотов. Он рассказал о современных задачах Школы и ее индустриальных партнерах.

Передовая инженерная школа — не просто проект, это новая веха в процессе реформирования инженерного образования. Нужно воспитать изобретателя, инженера будущего. Эту задачу можно решить, организовав образовательный процесс и систему научной работы таким образом, чтобы они максимально были встроены в планы наших индустриальных партнеров.

Особенность нового стандарта — в создании образовательной инженерной среды с инфраструктурой предприятий-партнеров, а также участии этих предприятий в постановке задач, разработке образовательных программ, включая учебный план и темы проектов и выпускных квалификационных работ. Формирование новых компетенций у студентов Школы позволяет сократить время их адаптации на предприятиях. Образовательный процесс выстроен вокруг мультидисциплинарных научно-технических проектов с фокусировкой на ключевых партнерах школы.

В Школе запущено уже 10 научных проектов по разработке платформенных решений для робототехнических комплексов. Ключевыми можно назвать следующие:

1. Разработка системы управления робототехнического комплекса для сейсморазведочных работ с использованием группы необитаемых подводных аппаратов. Завершен первый этап, в рамках которого разработан образец системы группового управления робототехнического комплекса. На 2024 год планируется проведение испытаний. Разработка ведется совместно с предприятием «Рубин».

2. Создание программно-аппаратных средств повышения автономности борта комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Разработаны программное обеспечение планирования маршрута полета, а также демонстратор тренажерно-моделирующего комплекса для отработки форм и способов применения аппарата и обучения операторов. Проект реализуется по заказу компаний «Уральский завод гражданской авиации» и «Кронштадт — беспилотные системы».

3. Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем на уровне кремниевой пластины. Она нужна для обеспечения уровня вакуума в области подвижных частей устройств, что повышает добротность системы и дает возможность улучшить чувствительность или диапазон детектируемых значений. Технология позволяет увеличить выход годных изделий и снизить себестоимость конечных устройств.

4. Разработка помехоустойчивого канала связи и передачи информации для беспилотных летательных аппаратов — прикладная задача в рамках проектной деятельности студентов. Цель — создание помехозащищенного радиоканала с передачей данных на расстояние до 5 км. Это студенческая разработка, которая сейчас развивается в рамках акселератора. Потенциально она может заинтересовать производителей мультикоптеров.

Разработки в области комплексов с беспилотными летательными аппаратами реализуются в рамках создания средневысотных устройств, выпуск которых планируется на предприятиях индустриальных партнеров. Серийное производство намечено на 2026 год. Объемы серии — несколько сотен аппаратов в год при стоимости каждого около 450 млн рублей. В 2024 году стартовала федеральная программа «Беспилотные авиационные системы». Разработки Школы будут внедрены в рамках реализации программы в период до семи лет.

В области робототехнических комплексов с использованием автономных необитаемых подводных аппаратов разработка будет осуществляться этапами: экспериментальный образец роботизированного комплекса из 6-10 аппаратов (2025-2026), опытный образец из 200 единиц (2027-2028) и серийный образец из 1000 аппаратов (2029-2030).

Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем на уровне кремниевой пластины ведется совместно с индустриальным партнером, на базе которого в дальнейшем планируется наладить серийный выпуск устройств. Перспективу промышленного внедрения технологии можно оценить в 3-5 лет. Это позволит решать технические задачи на более высоком инженерном уровне.

Разработанные акселерационные программы в Южном федеральном университете, что особенно важно для Школы, бесшовно встроены в образовательный процесс. Более того, дополняют и максимально прокачивают навыки студентов, помогают нашим начинающим изобретателям и инженерам увидеть возможные перспективы в своем техническом решении, новые возможности их реализации.

Акселерационные программы встроены в общую систему развития предпринимательства и проектной деятельности обучающихся. Она обеспечивает развитие идей в стартап-проекты, стартапы с юрлицами и далее в бизнес с жизнеспособной и масштабируемой бизнес-моделью. Перед акселераторами студенты проходят однодневные тренинги предпринимательских компетенций, мастер-классы Предпринимательской точки кипения, трехмесячные проектно-образовательные интенсивы. По итогам получают постакселерационное сопровождение (44 проекта в 2022-2023 годах победили в конкурсе «Студенческий стартап»), защищают «Стартапы как дипломы» (64 диплома в 2019-2023 годах), а также получают возможности привлечь финансирование через стартап-студию «Южная фабрика стартапов» и по итогам выступлений на инвестиционных сессиях (пять получили поддержку).

Студенты Школы самостоятельно выбирают проекты и записываются для участия в них в информационной системе управления проектами. Распределение ролей в проекте также проходит с непосредственным участием обучающихся, что позволяет развить в студенте субъектность и одну из самых востребованных работодателем способностей — ответственность за свой выбор. Наставниками проектов выступают как ученые, так и сотрудники предприятий — заказчиков проектов. Результаты проектов представляются на открытой защите экспертной комиссии, включающей руководителей предприятий-партнеров.

Помимо освоения основной образовательной программы студенты уделяют внимание активностям, не входящим в образовательный процесс. Через инициативные студенческие научные проекты, стажировки на предприятиях и факультативные дисциплины они реализуют свои индивидуальные траектории и возможность получения дробных и дополнительных квалификаций. В 2023 году было поддержано финансирование 14 грантов, представленных студентами нашей Школы.

Просмотров: 2051

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
Давний спор о месте, где сформировался индоевропейский праязык, из которого вышли языки большинства европейских и части азиатских народов, как полагают в Южном федеральном университете (ЮФУ), вероятно, близок к завершению. Ясность в этот вопрос внесли исследователи древних геномов.
Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
День российской науки — хороший повод для анализа роли и потенциала науки в донской экономике на основе данных о комплексном развитии региона и опроса молодых ученых.
Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
На базе передовой инженерной школы (ПИШ) ЮФУ реализуются проекты, направленные на практическую подготовку специалистов по направлениям, наиболее актуальным для обеспечения технологического суверенитета России. Ряд таких разработок университет представил донским журналистам в ходе пресс-тура в лаборатории ПИШ «Инженерия киберплатформ» в Таганроге.
Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
В воскресенье, 19 января, в кинозале Донской государственной публичной библиотеки любителей науки ждет новая лекция от проекта «НаукаPRO». Тема встречи — «Из прошлого в настоящее и будущее земледелия».