ДГТУ реализует программу повышения квалификации молодых ученых
В Донском государственном техническом университете прошла Школа ключевых исследователей (MPI) НОЦ Юга России. Молодые ученые изучили основные тренды научных направлений, в которых они работают, тематику наиболее перспективных исследований, приобрели компетенции по управлению проектами и взаимодействию с бизнес-средой. О содержании и задачах образовательной программы Школы MPI рассказала проректор по перспективным программам и устойчивому развитию ДГТУ Иннесса Ефременко.
— Расскажите о Школе ключевых исследователей (MPI) НОЦ Юга России, какова ее цель?
— Школа ключевых исследователей — это проект, входящий в программу Межрегионального научно-образовательного центра Юга России, который объединяет Волгоградскую область, Краснодарский край и Ростовскую область. Мы видим потребность в притоке новых научных кадров, которые способны не только проводить исследования, но и возглавлять научные коллективы. Такие ученые должны обладать компетенциями по выбору перспективной тематики исследования, работе с базами данных, уметь анализировать ситуации на рынке: кто какие исследования проводит, как индустрия на них реагирует, какой состав исследователей необходимо собрать в рамках научного коллектива. Все эти задачи на Юге России призван решить проект, который мы разработали и запустили совместно с Центром стратегических разработок «Северо-Запад». Школа ключевых исследователей (MPI) НОЦ Юга России занимается подготовкой исследователей-руководителей научных коллективов.
— Каким образом была выстроена образовательная программа Школы ключевых исследователей (MPI) НОЦ Юга России? Кто был ее участниками?
— Участниками стали аспиранты и научные сотрудники до 39 лет. Мы отобрали 150 заявок. Любой желающий из НОЦ Юга России, в который входит 20 вузов и научно-исследовательских институтов, мог подать заявку на специальной платформе. ДГТУ предоставил иногородним участникам возможность бесплатного проживания в кампусе. Запуск образовательной программы состоялся в начале сентября нынешнего года. Школа состояла из трех модулей, которые проходили как онлайн, так и в очном формате. Мы сопоставили запросы участников с теми задачами, которые стоят перед НОЦ, и из этого определили круг спикеров и экспертов. Пригласили представителей наукоемких производств. В работе Школы приняли участие руководитель проекта ООО «КЗ “Ростсельмаш”» Олег Александров, директор департамента НИОКР и ИТ агрохолдинга «СТЕПЬ» Сергей Ткаченко, генеральный директор АО «ЭФКО Инновации» Андрей Зюзин. Разбирали кейсы, которые реализуются в рамках компаний по тематике научных исследований, заявленных молодыми учеными. Спикеры делились опытом реализации проектов, рассказывали о том, как формировались научно-исследовательские коллективы, о личной мотивации, о поиске грантов. Мы видели, как эволюционируют команды в процессе обучения. Всех участников мы разделили на три направления, которые заявлены в рамках программы НОЦ Юга России, — это акватрек, фуд-дизайн и агротех. Сформировалось 7 команд. Люди горели своими идеями. Участники докладывали свои проекты группе экспертов, куда входили заведующие кафедрами ДГТУ и представители бизнеса, по нескольку раз, в зависимости от полученной обратной связи от экспертов. У команд менялось виденье собственных проектов, уточнялась проблематика изначальной идеи. Кто-то фокусировал исследование, кто-то менял его ракурс.
— Будет ли оказана какая-то помощь лучшим проектам для их дальнейшей реализации? И планируется ли еще проведение подобной школы?
— Все семь команд, представляя свои проекты, уже получили конкретные предложения от индустриальных партнеров. Проект одной из команд включен в программу развития Донского государственного технического университета «Приоритет-2030». Это команда, которая занималась разработкой технологии культивируемого мяса. Представителей компании «Ростсельмаш» заинтересовал проект по разработке комплекса устройств для фитосанитарного мониторинга и защиты растений, агрохолдинг «СТЕПЬ» — разработка портативного устройства мониторинга почв «Мобильная агрохимия». Мы планируем проводить подобные школы ежегодно. Этот проект является губернаторским.