г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 23:27:38
102.58
107.43

Девушка, знающая, как резать металл

27-летняя Валерия Гвинджилия, кандидат технических наук, посвятила свою научную карьеру изучению процесса резания. В том числе высокоточного изготовления деталей на давно устаревших станках. В своих научных статьях, посвященных анализу динамики системы резания в процессе обработки деталей, Валерия иногда выходит и на философские обобщения.

— В техническом университете училась моя старшая сестра, хорошо о нем отзывалась, — вспоминает Валерия. — Мне всегда нравилась математика, поэтому рассматривала технические специальности. А когда выбирала специализации в университете, мне показалась самой интересной и перспективной автоматизация производственных процессов. Мне всегда нравилось учиться, получать как можно больше знаний.

Валерия считала, что приобретенный багаж знаний избавит ее от проблем с трудоустройством. Так и произошло. В конце бакалавриата она проходила преддипломную практику в Ростовском НИИ радиосвязи. Потом ее пригласили на собеседование:

— Рассказала, что на тот момент знала. Дали для испытания задачу по трассировке печатной платы и по управлению приводом. С платой разобралась в срок, с приводом пришлось помучиться.

Взяли молодого специалиста сначала на стипендию, сопоставимую с академической. Она использовала знания для работы алгоритмистом и приводистом. В обязанности входило именно то, чему обучали в университете: разработка систем управления. Через год приняли в штат инженером. На бакалавриате Валерия занималась темой управления асинхронным двигателем. Всегда стремилась выбирать что-то нетипичное. Поэтому и взяла для дипломной работы асинхронный, который другие студенты обходили стороной:

— На бумаге тогда у меня все получилось красиво, а когда столкнулась с этой же проблемой на работе, то поняла, что нужно много чего доделывать, изучать, а знаний бакалавра не хватало.

В магистратуру поступала, чтобы после ее окончания можно было бы претендовать на руководящие должности, а главное — это была возможность получить узкую специализацию и глубокую компетенцию. Перед поступлением познакомилась со своим будущим научным руководителем:

— Я стала углубленно изучать процесс резания. Как изменяются его свойства при взаимодействии инструмента с заготовкой. Как влияют внешние возмущения на процесс резания, как это отражается на качестве поверхности обрабатываемой детали. Удовлетворяет ли она требованиям по шероховатости, волнистости. Если это высокоточное производство, эти требования еще жестче. А станки на наших производственных площадках далеко не самые современные. Такая техника для выполнения сложных задач требует постоянной доработки. С другой стороны, станок еще и изнашивается, появляются вибрации, биение шпинделя. Это тоже негативно влияет на изготовление детали, и, конечно, это необходимо учитывать при проектировании программ для станков с ЧПУ.

Это и есть нынешняя научная тема Валерии: что влияет на процесс изготовления детали и как можно сделать его более эффективным, добиться требуемого качества изготовляемой детали при минимизации затрат на производство:

— Тема резания на нашей кафедре одна из основных. Большая часть профессорско-преподавательского состава занимается исследованием станков, влиянием на процесс резания вибрации и тепловых явлений. Я достаточно продвинулась в теории, чувствую, что не хватает именно технологических знаний. Но это восполнимый пробел. Например, сотрудничаем сейчас с «Атоммашем», надеюсь изучить в их цехах работу современного оборудования. Однако я выбрала поле своей деятельности. Я скорее разработчик, а не оператор станка.

Технологи, с которыми общается молодой ученый Гвинджилия, относятся к ней очень доброжелательно:

— У них полно своих болей. Они, набивая шишки, пытаются подобрать алгоритмы работы на станке, его обслуживания. Приводит это к тому, что знания оказываются в голове одного специалиста, они не документированы, их сложно передавать и распространять. Одна из целей моей работы — систематизировать этот процесс.

Валерия перешла на работу в Центр предгрантовой экспертизы. Участвует в оценке технологических проектов: насколько они технически реализуемы, есть ли научная новизна. Занимается научно-технологическим аудитом бизнеса, экспертизой патентов и путей их коммерциализации, в том числе с помощью грантов.

Во время учебы в бакалавриате Валерия получала повышенную академическую стипендию, стипендию губернатора области. В магистратуре платили стипендию за научные достижения, участвовала в освоении грантов в качестве исполнителя. Интенсивная работа в магистратуре привела к естественной мысли об аспирантуре. В аспирантуре получила личный грант РФФИ 1,2 млн рублей на два года на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре. Вскоре защитила кандидатскую. Планы на докторскую есть, но не в ближайшее время — нужно набраться педагогического опыта:

— Сейчас работаю еще и старшим преподавателем на кафедре «Автоматизация производственных процессов», где до этого училась. Преподаю синтез управления нелинейными системами, теорию автоматического управления, математическое моделирование.

Из опубликованных научных статей есть любимая, в журнале «Прикладная нелинейная динамика». Она посвящена бифуркациям динамической системы резания, притягивающим множествам. Есть временная точка, в которой система качественно изменяет свое поведение. Например, станок почему-то начинает работать по-другому. Валерия вышла здесь на философские обобщения, посчитав, что и в жизни человека бывают такие же бифуркации:

— Приходит момент, когда твое мировоззрение вдруг изменяется. Ты как будто уходишь откуда-то, куда уже невозможно вернуться. Бифуркация — это не хорошо, и не плохо. Просто шаг в эволюции системы, который дает нам возможность узнать о ней больше, лучше ее понять.

— С Валерией я познакомился семь лет назад. Тогда она успешно выполнила две задачи, которыми я тестирую студентов. На протяжении этих лет мы видимся с ней раз в неделю, — говорит доктор технических наук, профессор Вилор Заковоротный. — Меня удивило, насколько точно она выполняла мои задания. После месяца совместной работы я сказал, что она сможет подготовить кандидатскую уже в магистратуре, а в дальнейшем по этой же теме защитить докторскую. Кандидатская действительно была фактически готова. Но Валерия тогда сама приняла решение защищаться после аспирантуры. Традиционно для защиты требуется 4 статьи в журналах, включенных в перечень ВАК. Она защитила диссертацию с 32 публикациями в центральной печати. Далеко не каждая докторская имеет такой уровень. Зову ее в докторантуру, договорились начать работу через год.

Просмотров: 2491

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Девушка, знающая, как резать металл
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
Девушка, знающая, как резать металл
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
Девушка, знающая, как резать металл
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
Девушка, знающая, как резать металл
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.