г. Ростов-на-Дону
17 сентября 2021 15:30:32

Свечение на Некрасовской

Реабилитационно-образовательный центр «СВеЧа» на Западном адаптирует к жизни в семье и обществе десятки детей с задержкой в развитии.
Свечение на Некрасовской

В этом году негосударственный центр лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧа» отмечает 16-летие. Название центра «СВеЧа» — аббревиатура от «С верой в человека». Человека маленького и совершенно особого, ограниченного своим диагнозом. Педагоги и терапевты «СВеЧи» работают с подростками и детьми от 3 лет с диагнозами слабоумия, аутизма, синдрома Дауна и других заболеваний, ведущих к задержке в развитии.


Центр «СВеЧа» появился в частном доме на ул. Некрасовской в 2001 году. С 1996 года до этого времени энтузиасты — педагоги и врачи — работали дома у одного из детей, затем арендовали помещение детсада, полуподвал в центре Ростова и даже спортзал при городском дельфинарии. И параллельно обучались лечебным и образовательным методикам, которые уже давно применяют для детей с задержкой в развитии на Западе и лишь с недавних пор — в России. Сегодня наряду с изучением основ письма и счета в образовательную программу центра входят ритмический массаж, занятия по эвритмии (художественное движение) и хирофонетике (стимуляция речевого развития в процессе массажа). Кроме того, детей обучают рукоделию, музыке и рисованию, а также занимаются с ними в столярной мастерской.

— Лечебная педагогика основана на убеждении, что сущность ребенка при физических отклонениях не повреждается, — объясняет педагог центра Татьяна Недельницина. — Души этих детей здоровы, но им сложно пробиться через тело. Мы помогаем детям научиться управлять телом, а также сосредоточиваться и устанавливать контакт с окружающими.

В том, что с последним у большинства учеников уже нет проблем, убеждаешься, как только попадаешь в старший класс. В нем пять учеников в возрасте от 15 до 18 лет. Завидев незнакомцев, подростки, чуть смущаясь, называют себя по имени и протягивают для рукопожатия ладони. Речь некоторых из них неразборчива, но искренние, слегка застенчивые улыбки с лихвой компенсируют этот нюанс.

День начинается с общего круга: все ученики берутся за руки, приветствуют друг друга, поют песни. Затем обсуждаются планы на день.

В «СВеЧе» учебная неделя длится с понедельника по четверг. По уровню развития и возрасту ребят от 3 до 20 лет распределяют в один из трех классов. Для освоивших всю программу есть класс профориентации, где обучают ремеслам и стараются через приобщение к труду подготовить учеников к взрослой жизни.

Учебный день длится с 8.30 до 14.00. Сначала проходят занятия для развития ритмических способностей, изучение письма и счета, рассказ учителя по теме урока или о грядущем празднике; затем — уроки по искусству и ручному труду.

Развитие координации и чувства ритма считается одной из основных задач лечебной педагогики. Для этих целей в центре есть самый разный инвентарь. Например, в одном из упражнений ученики под ритмичное чтение стихотворения преподавателем передают друг другу по кругу металлические трубки. После — тренировка на сделанных в центре «ходулях» — круглых деревянных платформах с веревками по бокам. Держась за них, ребята сосредоточенно шагают, стараясь попасть в такт. Затем по очереди встают на подвижную платформу. Удержать равновесие под силу не всем.

— Не бойся, — участливо советует товарищу Андрей, крупный улыбчивый мальчик, прошедший «испытание» минуту назад. Его тезка, случайно соскальзывая с оборудования, иронично отмечает: «Промашка!» Становится ясно: здесь нет места жестокости и иерархичности, которые встречаются в обычных школах.

— Сейчас у нас занимаются около 30 детей, — говорит Татьяна Недельницина. — Примерно половина из них обучается индивидуально. Как правило, это малыши, у которых больше шансов на полноценную адаптацию. В моей практике были случаи, когда они поступали в общеобразовательную школу. Кроме того, на индивидуальное обучение мы переводим учеников, действия которых в группе носят разрушительный характер. Такие решения принимаются по истечении 3 месяцев после их прихода. С каждой группой центра работают по 2 преподавателя, а также педагоги по движению, музыке, живописи и врач. Их труд оплачивается из фонда помощи родителей.

В течение многих лет центру помогали коллеги из Европы, они же выделили средства на покупку дома. Но сегодня степень их участия сильно зависит от того, найдутся ли помощники в России. Логика проста: мы помогали на первых порах, а теперь должны убедиться, что учреждение действительно нужно в регионе, где было открыто. Недавно у «СВеЧи» появился серьезный помощник — представитель ростовского бизнеса. С его помощью в центре рассчитывают достроить второй этаж и разместить там большую мастерскую. Но есть и другие задачи, на которые придется дополнительно искать средства. Например, обучение для педагогов (выезды на семинары и конференции для них не редкость) или расходные материалы для костюмов и декораций к праздникам. Последние здесь устраивают регулярно, готовясь очень тщательно. При их подготовке у старших учеников даже есть зоны ответственности. Сейчас, например, старожил центра Роман готовит непременный масленичный атрибут — чучело Зимы. В общем, здесь все устроено как в настоящей большой семье.

Просмотров: 15450

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Донской государственный технический университет впервые вошел в рейтинг лучших университетов мира по версии британского журнала Times Higher Education (THE).
Образование, наука
image
1 сентября в Ростове в экорайоне «Вересаево» открылась школа № 22. Она рассчитана на 1 434 учащихся. Новую школу по госпрограмме «Развитие образования» построила группа компаний «ЮгСтройИнвест».
Образование, наука
image
Торжественное закрытие трудового семестра студенческих стройотрядов состоялось на стройплощадке экорайона «Вересаево». Два месяца будущие специалисты знакомились с профессией на площадке, предоставленной группой компаний «ЮгСтройИнвест».
Образование, наука
image
Онлайн-школа «Фоксфорд» провела исследование, насколько сильный стресс российские дети и их родители испытывают перед началом учебного года.