г. Ростов-на-Дону
05 Апреля 2020 04:09:56

«Все больше людей страдает от информационного ожирения»

Владимир Колодкин, генеральный продюсер канала «Южный Регион — РБК» и декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ, презентовал один из первых в России вузовских курсов по новостной грамотности. Учебная программа нацелена на то, чтобы научить фильтровать информационный поток и определять достоверные сведения и качественные СМИ.
«Все больше людей страдает от информационного ожирения»


В новом учебном году студентов ДГТУ обучат основам новостной грамотности: соответствующий курс внедряет декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий вуза Владимир Колодкин. Учебная программа основана на опыте американского университета Стони Брук. Параллельно с запуском нового курса Владимир Колодкин продолжает развивать свой медиапроект «Стартап года» — реалити-шоу с участием молодых предпринимателей и инноваторов. N: — В связи с чем вы решили включить в учебный план курс по новостной грамотности?

В.К.: — Сегодня умение работать с информацией, медиа нужно абсолютно каждому. Время, когда человек потреблял новости в 9 вечера, прошло. Цифровая революция привела к тому, что сегодня на людей каждый день выливается огромный поток информации, причем не только редакционной, но и никак не обработанной — например, через соцсети. В итоге возникает информационное ожирение, которое очень скоро приводит к тому, что потребителю становится лень перерабатывать и фильтровать новости. С этим и связана идея обучать правильному потреблению информации — критически относиться к новостному потоку. В первую очередь этот навык необходим тем, кто не учится журналистике или другим дисциплинам, связанным с текстовым и речевым анализом. Физик, химик, инженер и т. д., как правило, придерживаются одной из двух полярных позиций: «я вообще ничему не доверяю» или «доверяю всему, что опубликовано где бы то ни было». Наша цель — научить критически относиться к сообщениям и отличать новость от замаскированной под нее подделки — рекламы, пропаганды и пр.

Сама индустрия, медиарынок заинтересованы в грамотности аудитории, способности отличать качественное издание от некачественного. Возьмем, к примеру, «Город N». В ваших интересах — работать с аудиторией, имеющей представление о том, что такое качественное деловое издание, каких принципов оно придерживается, как, в конце концов, должна выглядеть полноценная деловая заметка. С теми, кто понимает: если в издании без пометки «реклама» на целую полосу поставлен материал, в котором есть только один источник информации, вероятно, речь идет о продажном СМИ под вывеской делового. И доверять ему не стоит.

N: — Опыт каких вузов вы использовали при составлении этого курса?

В.К.: — Совсем недавно мы с представителями факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики побывали в летней школе на базе госуниверситета Стони Брук в США. Там курс по новостной грамотности появился в 2005 году. Одно из направлений их работы — обучение вузовских преподавателей. Обучение шло очень интенсивно, в течение двух недель. К аудиторным занятиям добавлялись домашние задания и визиты в СМИ. С нами, например, встречались продюсер NBC и редактор воскресного приложения к New York Times.

На итоговом экзамене необходимо было провести разбор новости по ряду параметров: проанализировать источники, их количество, степень достоверности и многое другое, используя полученные знания, а в конце сделать вывод о том, достоверна информация или нет. В последний день мы также представляли учебный план для собственных учебных заведений. До сих пор американский курс никто не переводил на русский язык. Насколько я знаю, в российских вузах пока нет курсов именно по новостной грамотности.

N: — Как будет строиться учебный процесс в ДГТУ?

В.К.: — Мы предлагаем курс на один семестр для всех студентов негуманитарных направлений. Занятия будут проходить у первокурсников во втором семестре. В курсе — 14 уроков, каждый — по 2 академических часа. По окончании студенты должны научиться анализировать основные элементы новостных сообщений, взвешивать доказательства, оценивать источники, замечать контекст: его отсутствие — первый признак того, что журналист пытается ввести вас в заблуждение. Либо он просто ленив. (Смеется.) Мы постараемся научить их оценивать степень прозрачности публикации. Репортер должен рассказывать, как добывал информацию. Если источник не назван, в тексте должно присутствовать объяснение этому. После этого курса студенты также смогут отличать новостную журналистику от журналистики мнений, а журналистику мнений от поддельной журналистики мнений — такой, как, например, у Михаила Леонтьева. Научим студентов различать СМИ по основным типоформирующим признакам — целям и задачам, аудиторной направленности и пр. — и понимать, от чьих интересов они зависят в каждом конкретном случае. Таблицу признаков, которая будет дана в самом начале, студенты должны будут все время держать в голове.

Конечно, мы будем анализировать и текущие новости, сравнивать подачу в разных источниках. Практику не станем отделять от теории.

В конце курса запланирован экзамен с заданиями по разбору материалов: трех видеороликов и статьи. Цели — определить достоверна ли информация, сбалансированы ли источники, понять, с какими предрассудками может столкнуться аудитория в разных регионах. Есть также 2 промежуточных экзамена: задание на первом — отличить новость от промоушена, пропаганды и других «соседей»; на втором потребуется выполнить редакторскую работу — вынести на обложку конкретного издания правильно выбранные новости в адекватном порядке.

Одна из моих целей — использовать как можно больше примеров из региональной практики: их люди понимают лучше всего. Этот курс вместе со мной будут вести несколько преподавателей, в том числе и автор курса по медиаграмотности для студентов технических вузов Денис Дубовер. В ближайшее время я проведу для преподавателей серию обучающих занятий.

N: — Какова в новой образовательной программе роль новостных источников, не имеющих официального статуса СМИ, — блогов и пр.?

В.К.: — Безусловно, часть времени мы посвятим социальным медиа. Сегодня многие считают сообщения в них более достоверными, чем редакционные материалы. Причем нередко оценивают достоверность с точки зрения количества лайков. Но мало кто знает, что в «Фейсбуке» лайки можно купить, равно как и посещения в «Одноклассниках». Наша задача — объяснить, по каким критериям можно определить журналистские материалы, опуб­ликованные в таких источниках.

Американцы предлагают интересную формулу для оценки достоверности новости — VIA (verification, independence, accountability). Любая информация должна быть проверена, независима, а ее источник ответственен: он должен реально существовать, а читатель при желании иметь возможность связаться с ним для подтверждения данных. Если из новости неясно, как найти человека или организацию, то доверять ей не стоит. Если сообщение в блоге соответствует формуле VIA, его можно ставить в один ряд с материалами официальных СМИ. В США таких блогеров — социальных журналистов — даже пускают на судебные заседания.

Конечно, я планирую разобрать со студентами сообщения известного ростовского блогера Сергея Резника.

N: — Какие особенности работы региональных СМИ учитывались при составлении курса?

В.К.: — В США и Европе локальные издания сильны, поскольку сильны их инвесторы: они не зависят от власти. Налоговая полиция или мэрия никоим образом не могут повлиять на бизнес владельца издания. У нас же все иначе. Власть, если захочет, сможет мешать собственнику самыми разными способами. Независимость любого издания по большому счету условна. Мы не можем знать о том, кто и как сейчас давит на собственника. Вспомним типографию ИД «Крестьянин». Когда они печатали агитационные листовки для коммуниста Геннадия Ильина, участвовавшего в выборах на пост мэра Шахт, к ним приходили с внеплановыми проверками представители МЧС, отключали свет, искали бомбу и пр. В итоге работу типографии остановили.

Читатель должен понимать, что все местные издания зависят от кого-то или чего-то в той или иной степени. Читая локальную новость, нужно отслеживать как можно больше источников информации. А лучше всего — читать местных журналистов в соцсетях. Свежий пример — сообщение в блоге автора газеты «Южный федеральный» Елены Романовой, готовившей публикацию об убийстве трех женщин и ребенка в ст. Кривянской. Собирая данные, она выехала на место и встретилась с родственниками и соседями убитых. Там же работала группа одного из центральных телеканалов, которая не стала докапываться до сути и вникать в детали. В итоге они неверно указали мотивы убийства, назвали школьником преступника, которому уже исполнилось 19 лет, и допустили еще ряд ошибок, которые увидит телезритель.

N: — Кого из практиков планируете вовлекать в учебный процесс?

В.К.: — Прежде всего представителей телеканалов, которые делают новостные выпуски, — «Дот-ТР», «Южный Регион» и др. В арсенале этих людей есть истории, когда телезрителей обманывали с помощью репортажей, в частности, в ходе предвыборных кампаний. Было бы потрясающе полезно, если бы имеющие такой опыт специалисты рассказали о нем и о том, на что следует обращать внимание зрителям.

Яркий пример обмана — сюжет, созданный в начале 2000-х гг. одной из местных телекомпаний. В нем ростовские студенты отправлялись в Украину после «оранжевой революции». В то время там было максимально обострено противостояние «оранжевых» и Партии регионов. Россия и вся наша пропагандистская машина работали на то, чтобы поддержать «бело-голубых». И в эфир попал потрясающий по своей циничности сюжет о том, как российские ребята отправляются на помощь украинским союзникам — Партии регионов. В 4 утра студентов подняли и «отправили» на специально нанятой электричке в Украину. В действительности она проехала всего 200 метров, после чего молодые люди вышли и пошли домой. А зрители увидели сюжет о том, как в граничащем с Украиной регионе молодые люди отправляются на помощь — с учебниками по русскому языку. Тогда как раз принимался закон о запрете его преподавания.

N: — Какие издания будете использовать как примеры качественной журналистики?

В.К.: — Если говорить о федеральных изданиях, то будем разбирать «Коммерсантъ», «Ведомости» и, вероятно, «Известия»; из локальных — конечно же, «Город N» и «Крестьянин».

N: — Как складывается судьба участников первого сезона медиапроекта «Стартап года», автором которого вы являетесь?

В.К.: — Игорь Пугач, получивший как победитель полмиллиона рублей, продолжает развивать свой бизнес. Еще до проекта он был прибыльным и приносил, если не ошибаюсь, около 100 тыс. руб. в месяц. Выигранные деньги он вложил в покупку китайской установки — машины, выпускающей из ПЭТ-шариков капсулы для мини-кактусов, составляющих основу его продукции — брелоков. Раньше Игорь был вынужден заказывать капсулы в Китае. Теперь он исключил затраты на логистику и все делает сам: выращивает кактусы, производит для них почву, создает капсулы. В итоге себестоимость уменьшилась едва ли не в 2 раза. Ребята из «Арт-Науки», веселившие всех фокусами с жидким азотом и др., тоже активно развивают бизнес в Краснодаре. Недавно они вышли и на московский рынок, но конкуренция там довольно высока.

Система учета пассажиропотока, разработанная Дмитрием Голубчиковым для маршрутных такси, заинтересовала СКЖД, у которой есть проблемы с «зайцами» в электричках. Сейчас я пытаюсь свести разработчика с представителями компании.

N: — Какие изменения произошли с проектом в новом сезоне?

В.К.: — В этот раз отбор был более серьезным. Новый сезон начался в мае, выпуски можно увидеть на канале «Южный Регион — РБК» и на недавно запущенном сайте проекта: стартапгода.рф. Из 17 проектов 10 связаны со сферой IT и медиабизнесом. Уже сейчас одна из команд-участников нашла инвестора. Это создатели проекта GOLDLINE из Азова. Они придумали инновационную золотодобывающую установку, которая заинтересовала одного из наших спонсоров — компанию GFI, занимающуюся инвестициями. Ее головной офис расположен в Женеве, в Ростове работает представительство. Как раз сейчас представитель компании и авторы проекта находятся в Магадане на испытаниях установки.

Одно из главных отличий от первого «Стартапа» — в том, что мы все упорядочили и четко разделили учебно-соревновательный процесс на 8 этапов: от создания брендбука и базовых бизнес-тренингов до открытия ИП и переговоров с банкирами. Кроме того, в начале этого проекта каждый участник получил стартовый капитал в 200 тыс. кредитов. В процессе обучения он тратит эти средства, оплачивая обучение по 25 тыс. кредитов за этап и выплачивая штрафы. Здесь также можно получать премии и таким образом пополнять баланс. Завершение проекта и объявление победителя намечены на 13 декабря.

Просмотров: 53

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
image
УФБС России по Ростовской области рассекретило архивные документы, содержащие информацию о фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны. Документы были собраны сотрудниками органов безопасности в 1943 году.
Образование, наука
image
Ученые ЮФУ создали информационно-аналитическую модель распространения коронавируса на юге России, опираясь на географию стран, чьи студенты обучаются в университете. А это 2483 человека из 62 стран.
Образование, наука
image
В Ялте завершился региональный полуфинал всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия — страна возможностей» и Общенационального союза индустрии гостеприимства. Из 99 конкурсантов, показавших лучшие результаты на этапе дистанционного тестирования, отобрали 16 финалистов. Директор Азовского музея-заповедника Евгений Мамичев вышел в финал с проектом «Туристический маршрут «Газария». По следам средневековых негоциантов».
Образование, наука
image
Банк «Центр-инвест» подготовил 2000 волонтеров в Центрах финансовой грамотности, которые были открыты в партнерстве с крупнейшими вузами юга России для популяризации финансовой грамотности.
Реклама на сайте и в газете
Заказать