г. Ростов-на-Дону
01 декабря 2025 21:06:10
78.23
90.82

«Ломаем шаблоны представлений о профессии “предприниматель”»

Руководитель ростовской аналитической компании «Статзилла» Екатерина Власенко и генеральный директор бизнес-школы для детей и молодежи Young (Воронеж) Дмитрий Некрасов провели в Ростове тренинг для старшеклассников «Будущий ты», основанный на инновационной методике погружения в профессию

Руководитель ростовской аналитической компании «Статзилла» Екатерина Власенко и генеральный директор бизнес-школы для детей и молодежи Young (Воронеж) Дмитрий Некрасов. Фото Михаила Мальцева. Команда молодых предпринимателей и бизнес-тренеров — выпускников программ российско-американского обмена при участии Российской венчурной компании на минувшей неделе помогали шестидесяти ростовским старшеклассникам сформировать личное мнение о профессиях и сферах деятельности — как настоящих, так и будущих. N: — Предложений в сфере профориентации для подростков более чем достаточно, в том числе на пресловутой добровольно-принудительной основе, когда школьников целыми классами организованно отправляют на тестирование, по результатам которого выдаются рекомендации по выбору профессиональной стези. Чем ваша программа отличается от такого подхода? Д.Н.: — Она отличается кардинально. Вопервых, во главе угла не стоит тестирование, которому мы не доверяем полностью. Сами анкеты могут быть довольно грамотно составлены, но, как правило, такое тестирование проводится не в процессе личного опроса специалистом, а заочно, поэтому информативная ценность многих ответов сомнительна: школьники часто неправильно понимают вопросы или отвечают, опираясь на искаженные представления о мире взрослых, о самих себе, что, в общем-то, неудивительно для подростков. Поэтому у нас всегда после теста проходит консультация, на которой можно разобраться, что к чему. Во-вторых, сами по себе рекомендации по выбору тех или иных конкретных профессий, на наш взгляд, не имеют особого смысла — как в силу недостоверности исходных данных тестов, так и в силу того, что в современном мире рынок профессий стремительно меняется. Сегодня правильнее вести разговор не о выборе специальности, а о том, какой набор знаний и компетенций необходимо сформировать, чтобы в будущем заниматься тем, что тебя интересует.

N: — Иными словами, времена узкой специализации прошли и профориентация сводится к выбору сферы деятельности — и, соответственно, сферы знаний?

Е.В.: — В целом это так, но есть нюансы. К примеру, профессия предпринимателя подразумевает минимальную специализацию: сегодня ты штампуешь пластиковую упаковку, завтра торгуешь по франшизе мебелью, а послезавтра открываешь рыбный ресторан или арт-отель. Бизнес, основанный на производстве интеллектуального продукта, на технологических инновациях, требует, разумеется, большей специализации. Вопреки устоявшемуся мнению, на вопрос «Кем ты хочешь стать?» невозможно дать ответ раз и навсегда. На этот вопрос можно отвечать всю жизнь, и на разных этапах ответы будут разные. Профориентация — одна из граней самопознания и самореализации, а не проверка на соответствие входящих данных запросам рынка: усидчивый — значит, подойдет офисная работа. Куда важнее помочь школьнику осознать важность принимаемых им решений, подтолкнуть его к собственному поиску. Но это должен быть поиск, основанный на актуальной и корректной информации. Мы же повсеместно сталкиваемся с тем, что о многих профессиях школьники имеют превратное представление. Я даже не говорю о профессии предпринимателя, вокруг которой — видимо, это пресловутое наследие девяностых — сохраняется много негатива о вороватости и нечистоплотности бизнеса как такового. В рамках нашей программы мы ломаем эти шаблоны. С профессией ученого тоже связаны стереотипы, искажающие реальное положение дел: к примеру, представления о том, что заниматься наукой — значит, обрекать себя на полуголодное существование. Тренд на коммерциализацию научной работы в вузах, который поддерживается на государственном уровне, успешные наукоемкие российские стартапы — это то, о чем не только подростки, но и большинство взрослых не знают ровным счетом ничего. То же самое можно сказать и о так называемых профессиях будущего, перечень которых представлен в «Атласе новых профессий», разработанном Агентством стратегических инициатив. К примеру, мы представили ростовским участникам программы сведения о том, чем занимаются инженер-космодорожник, киберследователь, кто такие виртуальный адвокат или дизайнер эмоций, трендвочер и форсайтер.

N: — Расскажите подробнее о содержании программы «Будущий ты».

Д.Н.: — Она основана на интерактивном контакте подростков с носителем профессии: мы приглашаем к сотрудничеству действующих профессионалов из различных отраслей, разрабатываем с ними задания для школьников по их профессиям, с которыми сами специалисты сталкиваются ежедневно на своей работе. Таким образом, участники программы получают возможность составить адекватное и, что немаловажно, личное представление о том, из чего та или иная профессия состоит: какие ежедневные и долгосрочные задачи приходится решать, какие знания и ресурсы для этого необходимы. Оригинальная методика, реализуемая в бизнес-школе Young, подразумевает поэтапное погружение в специфику той или иной профессиональной деятельности. Сначала школьники получают общее представление о профессиях и направлениях деятельности, затем — более детальное, потом сами начинают решать задачи, максимально приближенные к реальности. У нас был случай, когда наши подопечные организовали торговую компанию и занялись продажами, использовав немудреный метод обзвона потенциальных клиентов.

Е.В.: — В Ростове мы были ограничены рамками однодневного мероприятия, поэтому предложили усеченный формат. Он состоял из трех секций: «Профессии будущего», «Наука» и «Предпринимательство» — названия говорят сами за себя. В программу включены кураторы, имеющие навык работы с подростками. Они помогают носителю профессии и подросткам найти общий язык: следят за тем, чтобы все термины и поставленные задачи были подросткам понятны, мотивируют их на продуктивную работу.

N: — Кто вошел в команду кураторов?

Е.В.: — В основном предприниматели и бизнес-тренеры, которых объединил один общий пункт в профессиональной биографии — мы все выпускники программ российскоамериканского обмена Russian Business Leaders и Professional Fellows Program. Помимо меня и Дмитрия в роли кураторов выступили Юлия Дружникова, директор по международным проектам «РБК», и Надежда Данилова, региональный менеджер программ международного обучения Aspire2 International (Москва).

N: — Вы планируете открыть в Ростове представительство сети профориентационных центров Young?

Д.Н.: — Пока конкретных планов нет. Сегодня наша работа в Ростове — социальный волонтерский проект, не лишенный, впрочем, функции исследования рынка. Мы будем анализировать его итоги. И, если получим активный отклик и увидим заинтересованность ростовчан — а все кураторы будут поддерживать с участниками программы длительное общение, консультировать их по возникающим вопросам, — мы рассмотрим возможность и целесообразность открытия ростовского представительства по франшизе, но для этого, конечно, здесь должен появиться человек, которому это будет важно и интересно.

Просмотров: 26826

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Ломаем шаблоны представлений  о профессии “предприниматель”»
Прошедшим летом ученые из Ростова и Краснодара раскопали часть скелета мамонта недалеко от Абинска. Открытие стало возможно благодаря оперативному сигналу от местных жителей, обнаруживших древние кости. Заведующий лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Вадим Титов рассказал, что российская палеонтология испытывает серьезный дефицит кадров, и помощь энтузиастов очень актуальна.
Образование, наука
«Ломаем шаблоны представлений  о профессии “предприниматель”»
АНО «ФИРОН» завершила реализацию масштабного образовательного проекта 2025 года — «Школьные лаборатории. Абхазия», созданного при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
«Ломаем шаблоны представлений  о профессии “предприниматель”»
4 декабря 2025 года в коворкинге «Рубин» (пр. Театральный, 85) состоится Образовательный инновационный форум — итоговое мероприятие Инновационного бизнес-акселератора 2025, организованного департаментом экономики г. Ростова-на-Дону и АНО «ФИРОН».
Образование, наука
«Ломаем шаблоны представлений  о профессии “предприниматель”»
Агрохолдинг «СТЕПЬ» оснастил современным учебным оборудованием три агрокласса в школах Ставропольского края. Инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Кадры в АПК» и направлена на раннюю профориентацию школьников.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.