г. Ростов-на-Дону
26 Февраля 2020 10:10:56

«Ломаем шаблоны представлений о профессии “предприниматель”»

Руководитель ростовской аналитической компании «Статзилла» Екатерина Власенко и генеральный директор бизнес-школы для детей и молодежи Young (Воронеж) Дмитрий Некрасов провели в Ростове тренинг для старшеклассников «Будущий ты», основанный на инновационной методике погружения в профессию
«Ломаем шаблоны представлений  о профессии “предприниматель”» Руководитель ростовской аналитической компании «Статзилла» Екатерина Власенко и генеральный директорбизнес-школы для детей и молодежи Young (Воронеж) Дмитрий Некрасов. Фото Михаила Мальцева.
Руководитель ростовской аналитической компании «Статзилла» Екатерина Власенко и генеральный директор бизнес-школы для детей и молодежи Young (Воронеж) Дмитрий Некрасов. Фото Михаила Мальцева. Команда молодых предпринимателей и бизнес-тренеров — выпускников программ российско-американского обмена при участии Российской венчурной компании на минувшей неделе помогали шестидесяти ростовским старшеклассникам сформировать личное мнение о профессиях и сферах деятельности — как настоящих, так и будущих. N: — Предложений в сфере профориентации для подростков более чем достаточно, в том числе на пресловутой добровольно-принудительной основе, когда школьников целыми классами организованно отправляют на тестирование, по результатам которого выдаются рекомендации по выбору профессиональной стези. Чем ваша программа отличается от такого подхода? Д.Н.: — Она отличается кардинально. Вопервых, во главе угла не стоит тестирование, которому мы не доверяем полностью. Сами анкеты могут быть довольно грамотно составлены, но, как правило, такое тестирование проводится не в процессе личного опроса специалистом, а заочно, поэтому информативная ценность многих ответов сомнительна: школьники часто неправильно понимают вопросы или отвечают, опираясь на искаженные представления о мире взрослых, о самих себе, что, в общем-то, неудивительно для подростков. Поэтому у нас всегда после теста проходит консультация, на которой можно разобраться, что к чему. Во-вторых, сами по себе рекомендации по выбору тех или иных конкретных профессий, на наш взгляд, не имеют особого смысла — как в силу недостоверности исходных данных тестов, так и в силу того, что в современном мире рынок профессий стремительно меняется. Сегодня правильнее вести разговор не о выборе специальности, а о том, какой набор знаний и компетенций необходимо сформировать, чтобы в будущем заниматься тем, что тебя интересует.

N: — Иными словами, времена узкой специализации прошли и профориентация сводится к выбору сферы деятельности — и, соответственно, сферы знаний?

Е.В.: — В целом это так, но есть нюансы. К примеру, профессия предпринимателя подразумевает минимальную специализацию: сегодня ты штампуешь пластиковую упаковку, завтра торгуешь по франшизе мебелью, а послезавтра открываешь рыбный ресторан или арт-отель. Бизнес, основанный на производстве интеллектуального продукта, на технологических инновациях, требует, разумеется, большей специализации. Вопреки устоявшемуся мнению, на вопрос «Кем ты хочешь стать?» невозможно дать ответ раз и навсегда. На этот вопрос можно отвечать всю жизнь, и на разных этапах ответы будут разные. Профориентация — одна из граней самопознания и самореализации, а не проверка на соответствие входящих данных запросам рынка: усидчивый — значит, подойдет офисная работа. Куда важнее помочь школьнику осознать важность принимаемых им решений, подтолкнуть его к собственному поиску. Но это должен быть поиск, основанный на актуальной и корректной информации. Мы же повсеместно сталкиваемся с тем, что о многих профессиях школьники имеют превратное представление. Я даже не говорю о профессии предпринимателя, вокруг которой — видимо, это пресловутое наследие девяностых — сохраняется много негатива о вороватости и нечистоплотности бизнеса как такового. В рамках нашей программы мы ломаем эти шаблоны. С профессией ученого тоже связаны стереотипы, искажающие реальное положение дел: к примеру, представления о том, что заниматься наукой — значит, обрекать себя на полуголодное существование. Тренд на коммерциализацию научной работы в вузах, который поддерживается на государственном уровне, успешные наукоемкие российские стартапы — это то, о чем не только подростки, но и большинство взрослых не знают ровным счетом ничего. То же самое можно сказать и о так называемых профессиях будущего, перечень которых представлен в «Атласе новых профессий», разработанном Агентством стратегических инициатив. К примеру, мы представили ростовским участникам программы сведения о том, чем занимаются инженер-космодорожник, киберследователь, кто такие виртуальный адвокат или дизайнер эмоций, трендвочер и форсайтер.

N: — Расскажите подробнее о содержании программы «Будущий ты».

Д.Н.: — Она основана на интерактивном контакте подростков с носителем профессии: мы приглашаем к сотрудничеству действующих профессионалов из различных отраслей, разрабатываем с ними задания для школьников по их профессиям, с которыми сами специалисты сталкиваются ежедневно на своей работе. Таким образом, участники программы получают возможность составить адекватное и, что немаловажно, личное представление о том, из чего та или иная профессия состоит: какие ежедневные и долгосрочные задачи приходится решать, какие знания и ресурсы для этого необходимы. Оригинальная методика, реализуемая в бизнес-школе Young, подразумевает поэтапное погружение в специфику той или иной профессиональной деятельности. Сначала школьники получают общее представление о профессиях и направлениях деятельности, затем — более детальное, потом сами начинают решать задачи, максимально приближенные к реальности. У нас был случай, когда наши подопечные организовали торговую компанию и занялись продажами, использовав немудреный метод обзвона потенциальных клиентов.

Е.В.: — В Ростове мы были ограничены рамками однодневного мероприятия, поэтому предложили усеченный формат. Он состоял из трех секций: «Профессии будущего», «Наука» и «Предпринимательство» — названия говорят сами за себя. В программу включены кураторы, имеющие навык работы с подростками. Они помогают носителю профессии и подросткам найти общий язык: следят за тем, чтобы все термины и поставленные задачи были подросткам понятны, мотивируют их на продуктивную работу.

N: — Кто вошел в команду кураторов?

Е.В.: — В основном предприниматели и бизнес-тренеры, которых объединил один общий пункт в профессиональной биографии — мы все выпускники программ российскоамериканского обмена Russian Business Leaders и Professional Fellows Program. Помимо меня и Дмитрия в роли кураторов выступили Юлия Дружникова, директор по международным проектам «РБК», и Надежда Данилова, региональный менеджер программ международного обучения Aspire2 International (Москва).

N: — Вы планируете открыть в Ростове представительство сети профориентационных центров Young?

Д.Н.: — Пока конкретных планов нет. Сегодня наша работа в Ростове — социальный волонтерский проект, не лишенный, впрочем, функции исследования рынка. Мы будем анализировать его итоги. И, если получим активный отклик и увидим заинтересованность ростовчан — а все кураторы будут поддерживать с участниками программы длительное общение, консультировать их по возникающим вопросам, — мы рассмотрим возможность и целесообразность открытия ростовского представительства по франшизе, но для этого, конечно, здесь должен появиться человек, которому это будет важно и интересно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
image
2020 год для II Донского Императора Николая II кадетского корпуса дважды юбилейный: 100 лет со дня основания и 25 лет со дня воссоздания учебного заведения. За прошедшие годы из воскресного образовательного учреждения с семью учащимися кадетский корпус стал общеобразовательным учреждением при одном из ведущих донских вузов — ДГТУ. Сегодня здесь воспитываются и получают среднее образование более 500 кадет. Сохраняя ориентир на патриотизм и традиционное воспитание, кадетский корпус развивает новейшие форматы обучения, вводит в учебную программу актуальные в современном социуме предметы. Наряду с этикетом и хореографией воспитанники осваивают интернет-технологии и робототехнику. Накануне юбилея мы побеседовали с директором кадетского корпуса Антоном Диденко.
Образование, наука
Заместитель председателя Союза машиностроителей России и депутат Государственной Думы Владимир Гутенев обсудил с представителями промышленности и научного сообщества вопросы развития донского авиастроения.
Образование, наука
image
21 февраля в Южном федеральном университете представители вузов и промышленных предприятий региона при участии Союза машиностроителей России обсудили вопросы использования исследовательской инфраструктуры и ресурса Южного научно-образовательного центра (НОЦ) в рамках реализации национальных проектов РФ.
Образование, наука
image
Донской государственный технический университет выиграл состоявшийся в рамках национального проекта «Образование» конкурс на финансирование разработки образовательной программы совместно с одним из университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов вузов. Сумма финансирования составит 10 млн рублей, разрабатывать программу ДГТУ будет совместно с группой специалистов Высшей школы экономики во главе с заместителем декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Ильей Кирией.