г. Ростов-на-Дону
25 сентября 2021 03:45:03

«Пока я не считаю систему управления оптимальной»

Ректор ЮФУ Марина Боровская продолжает искать пути оптимизации работы университета: за 2 года работы сокращено около 3 тысяч штатных ставок, объединен ряд факультетов, В частности, перемены коснулись философов и политологов, социологов и регионоведов.
«Пока я не считаю систему управления оптимальной»


С октября этого года ЮФУ готовится праздновать столетний юбилей. По мнению ректора Марины Боровской, дата основания РГУ — это часть истории федерального университета. Праздновать собираются целый год: в программе конференции, встречи, экскурсии по университету и городу. По словам Марины Боровской, назначенной ректором в 2012 году, за два года ЮФУ удалось подтянуть показатели программы развития университета: 12 невыполненных пунктов сократились до 3. Структурно ЮФУ идет по пути укрупнения факультетов с акцентом на междисциплинарность. N: — Под столетием ЮФУ, намеченным на 2015 год, подразумевается юбилей РГУ?

М.Б.: — Когда люди женятся, меняют фамилию, они не перестают праздновать дни рождения, правда? За свою историю университет много раз изменялся: делился и укрупнялся. Но, на мой взгляд, отмечая юбилей, мы празднуем столетие классического университетского образования в регионе. Подготовка к юбилею идет около двух лет. Мы хотим насытить событиями весь следующий год: это и научные конференции, семинары, встречи, экскурсии по университету и городу, торжественное собрание коллектива в октябре в Музыкальном театре, встреча выпускников. Масштабы последней должны быть впечатляющими: с 2012 года активно восстанавливаем контакты с выпускниками в России и за ее пределами.

N: — Как возникла идея создать ассоциацию выпускников?

М.Б.: — Не только имя университета помогает выпускникам, но и достижения и успехи выпускников укрепляют репутацию вуза. Сообщества в социальных сетях, например, есть и сейчас, но мы хотим перестроить контакты из неформального института в ассоциацию. У университета появится возможность более плотно сотрудничать со своими потенциальными работодателями, выпускникам станет легче отслеживать происходящее в вузе, устраивать тематические встречи и т. д. В прошлом году мы проводили встречу выпускников университета на территории «Русского дома» в Берлине. Пришли около 150 человек: часть из них были нашими студентами еще во времена ГДР, другие — эмигранты. Круги от этой встречи потом еще полгода расходились. Интерес к университету есть: просят привезти выставку, показать фильм об университете, многим интересно, что там с залом ученого совета: поменялся он или остался таким же? (Смеется.)

N: — Когда вы только вступали в должность, то говорили о необходимости развивать профили обучения, которые будут востребованы через 3–5 лет. Что сделано в этом направлении?

М.Б.: — В университете более 300 направлений подготовки. Мы продолжаем работу по реорганизации факультетов. Сегодня очень важны междисциплинарные знания, некоторые научные исследования уже невозможны без этого существования на стыке наук. Факультет филологии и журналистики реорганизован в Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. И если год назад мы волновались и думали, что из этого получится, то сегодня могу сказать, что междисциплинарность пошла на пользу. В частности, она дала импульс новым научным исследованиям. Безусловно, лингвистика — самостоятельное направление подготовки, но сегодня студент должен иметь целый ряд базовых компетенций, которые позволят ему найти себя на рынке труда.

В конце июня на ученом совете было принято решение о создании факультета управления и 4 институтов: института социологии и регионоведения, истории и международных отношений, философии и социально-по­ли­тических наук, академии психологии и педагогики. Это, скорее, работа по упорядочиванию: специалисты этих направлений тесно взаимодействовали, их работа пересекалась, но у этого процесса не было четких очертаний.

Еще одним важным изменением в образовательном процессе университета стало то, что педагогическая подготовка перестала быть обособленной, она вошла во все сферы жизни университета. Теперь компетенции по педагогическим дисциплинам получат студенты других профилей подготовки, а академия психологии и педагогики будет готовить учителей для школ и преподавателей вузов. Проанализировав учебные планы, мы увидели, что у учителей физики и химии, например, самого изучения предметов раньше было меньше, чем теории педагогики. Будут ли еще какие-либо преобразования в ближайшем будущем, не могу сказать, эти изменения — процесс объективный.

N: — Могли бы вы рассказать, как изменилась структура управления университетом с вашим приходом? Считаете ли вы ее оптимальной?

М.Б.: — Пока не считаю систему управления университетом оптимальной. Работа с административно-управленческим аппаратом идет тяжело. Сегодня не нужны руководители, которые могут хорошо управлять только своим отделом или службой, они должны понимать значение их решений для всего университета. У части коллектива начало формироваться понимание такой ответственности, у других — пока нет. Сейчас мы очень жестко эту меру ответственности определяем. В самом начале у нас было около 11 тыс. штатных ставок, когда начали сводить единую базу, оказалось, что человек мог работать на 3–4 позициях в разных подразделениях. Мы ушли от такого удвоения, продолжаем оптимизировать систему управления. Сейчас у нас около 8 тыс. штатных ставок.

Создали систему электронных личных кабинетов. Например, молодой ученый не может поднять головы из-за того, что над ним огромное количество начальников: завкафедрой, декан и т. д. Сегодня мы идем по пути, когда у этого условного ученого один работодатель — ректор. В электронном личном кабинете он может отразить свои личные заслуги, отбор сотрудников так станет честнее и объективнее. Необходимо сделать все, чтобы дать возможность свободно и спокойно работать академическому сообществу (от студента до профессора), именно их успехами определяется развитие университета, это приоритет. Как бы гордо мы ни именовали себя адми­нист­ративно-управленческим аппаратом, в университете мы — обслуживающий персонал.

N: — Как вы оцениваете уровень взаимодействия университета с бизнес-сооб­щес­т­вом?

М.Б.: — Мы взаимодействуем более чем с 70 промышленными компаниями. Среди них и работающие в высокотехнологичном секторе. Живой пример — НПП КП «КВАНТ», они занимаются разработками в области косми­ческой отрасли. Мы запустили для них 2 магистерские программы. Над учебными планами работаем вместе: когда они сказали нам, что есть необходимость сократить часы по проектированию и усилить конструкторскую подготовку, мы пошли по этому пути. В этом смысле магистерские программы — отличная форма взаимодействия, мы можем сотрудничать с нашими бизнес-партнерами очень оперативно.

N: — Как вы могли бы прокомментировать слова, сказанные в 2012 году директором Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ Евгением Князевым, о том, что в процессе создания федеральных университетов сместились изначальные принципы: не удалось додумать их предназначение и место в образовательной системе?

М.Б.: — Я с большим уважением отношусь к мнению Евгения Князева, он был одним из соавторов идеи создания федеральных университетов, мы продуктивно взаимодействовали с ним. К сожалению, в прошлом году он погиб в авиакатастрофе. Если говорить о целях федерального университета, то думаю, что сегодня мы уже все-таки понимаем их. Основная задача — усиливать интеграцию и создавать единое научно-образовательное пространство в своем регионе. В конце прошлого года мы создали консорциум университетов Южного федерального округа. Из 79 вузов региона в него вошли 29 вместе с нами. Отбор был основан на аудите научных исследований в вузах. Членам консорциума предлагаются совместный тематический план научных исследований, общий доступ к электронным базам данных, лабораторному оборудованию. Мы понимаем, что науку в одиночку делать нельзя. Создан «Клуб девяти»: по числу федеральных университетов в стране. В его рамках со следующего учебного года мы запускаем сетевую программу подготовки. Предполагается, что ее участники смогут получить двойной диплом.

N: — Какова сейчас зарплата научного сотрудника ЮФУ?

М.Б.: — Средняя зарплата научно-преподавательского состава — более 35 тыс. рублей. Профессорский состав получает около 41 тыс. рублей. Постепенно мы хотим перевести всех сотрудников на эффективный контракт, включающий в себя базовую часть и ряд надбавок за исследовательскую работу и пр.

N: — Каков бюджет университета в этом году?

М.Б.: — Около 5,5 млрд рублей. Основной источник дохода — госзадание по подготовке специалистов. В прошлом году 1,2 млрд рублей мы получили за свои научные исследования (это и договорные отношения, конкурсы). В этом году надеемся, что доход от науки достигнет 1,5–1,6 млрд рублей.

N: — Как продвигается строительство общежитий ЮФУ?

М.Б.: — Мы заканчиваем строительство на территории кампуса на Западном. Уже есть 4 общежития, один жилой дом на 500 человек, еще один дом для молодых ученых будем сдавать в начале следующего года. В Таганроге пока занимаемся только реконструкцией, т. к. без коммуникаций не можем приступить к строительству. В бюджете города на этот год создание инфраструктуры под такое строительство не предусмотрено.

N: — Какие задачи считаете приоритетными в ближайшем будущем?

М.Б.: — Есть программа развития ЮФУ, утвержденная правительством еще 7 лет назад при создании федеральных университетов, в этом направлении мы и будем двигаться. Я не хочу обсуждать возможность изменения этой программы, перед нами поставлен ряд серьезных требований, над которыми мы будем работать. Когда я пришла, мы по 12 показателям не выполняли программу развития, сегодня их 3. Это необходимость попасть в международный рейтинг вузов не ниже чем на 500-е место (сегодня мы на 613-м), в общем числе сотрудников количество научно-педагогического коллектива должно быть на уровне 46%, пока этого не удалось достичь. Есть и проблема по количеству защит научных работ. Мы планируем бороться за качество знаний наших абитуриентов. Для этого в прошлом году были повышены пороговые значения ЕГЭ — по разным предметам от 50 до 60 баллов, и в этом мы не готовы снижать планку. При этом количество поступивших в ЮФУ несколько сократилось: в прошлом году приняли 7,5 тыс. студентов (в 2012-м — 10,8 тыс. человек).

Просмотров: 4084

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Донской государственный технический университет впервые вошел в рейтинг лучших университетов мира по версии британского журнала Times Higher Education (THE).
Образование, наука
image
1 сентября в Ростове в экорайоне «Вересаево» открылась школа № 22. Она рассчитана на 1 434 учащихся. Новую школу по госпрограмме «Развитие образования» построила группа компаний «ЮгСтройИнвест».
Образование, наука
image
Торжественное закрытие трудового семестра студенческих стройотрядов состоялось на стройплощадке экорайона «Вересаево». Два месяца будущие специалисты знакомились с профессией на площадке, предоставленной группой компаний «ЮгСтройИнвест».
Образование, наука
image
Онлайн-школа «Фоксфорд» провела исследование, насколько сильный стресс российские дети и их родители испытывают перед началом учебного года.