«Не все люди могут так проконсультировать»
Основатель ростовского диджитал-агентства «Хороший дизайн» Денис Кулиш
N: — Когда вы впервые столкнулись с искусственным интеллектом?
Д.К.: — Был один эпизод, когда я ощутил, что будущее наступило. Сотрудница посадила косточку граната в горшок. Вырос абсолютно ровный стебелек. Она спросила у Chat GPT, стоит ли его обрезать, и если да, то как. ИИ порекомендовал сделать обрезку и попросил прислать фото ростка. Она отправила фото растения, и Chat GPT прислал обратно ее снимок, на котором он красной линией пометил место, где надо сделать срез. Я так впечатлился этой историей! Это как будто она у своей бабушки проконсультировалась. Только бабушка не догадалась бы нарисовать на фотографии. Потом еще много чего происходило, но эта история для меня была знаковая.
N: — Как часто вы используете ИИ в повседневной и деловой жизни?
Д.К.: — В основном я использую его для работы. Одна из моих функций в офисе — я просматриваю огромное количество технических заданий (ТЗ) тендерной документации, чтобы понять, есть ли смысл нам браться за тендер. Выясняю: есть ли у нас нужный технологический стек, успеем ли мы, сколько денег заработаем… Таких факторов около 15. Но ТЗ бывают и на 60, и на 200 листов, и зачастую найти нужную информацию — целая мука. Я всегда тратил на это очень много времени, приходилось выделять отдельный день. Я создал в DeepSeek чат, немного потренировал его и в результате он выдает мне summary, в котором перечислены все нужные сведения. Это экономит очень много времени: то, что требовало часы, теперь занимает 15-20 минут. Теперь я читаю только отобранную документацию — это гораздо меньший объем.
N: — Какие достижения или примеры использования ИИ вас удивили, огорчили, вдохновили — одним словом, не оставили равнодушным?
Д.К.: — Недавно мы помогли нашим клиентам из Ставрополя. Они занимаются продажей и установкой кровли, продвигают свои услуги онлайн через большое число каналов. Бизнес у них сезонный: летом менеджеры, которые собирают заявки на замеры, не выдерживают нагрузки, зимой — сидят без работы. Мы потратили 2 месяца: загрузили в ИИ все прайсы, все предложения, учили его отвечать так, чтобы он работал как хороший менеджер-продажник. А потом подключили его к мессенджерам и «Авито». Он консультирует потенциальных покупателей, потом информация передается специалисту, который делает расчет. Было несколько интересных кейсов. В «Авито» ключевое — это скорость ответа. Вовремя не ответил — покупатель ушел. И кто-то написал в два часа ночи. Понятно, что ИИ работает круглосуточно. Клиенту ответили сразу. И человек, увидев это, сказал: придется у вас купить, раз вы даже ночью готовы ответить! И второй случай — клиент написал в чат: «Салам Алейкум», — а ИИ начал ответ со слов: «Алейкум Ассалам». Хотя мы его этому не учили. Профит этой истории в том, что ИИ-консультант оперативно собирает заказы, позволяя экономить на числе менеджеров. В переписке от человека его не отличить. Он умеет делать выгодные предложения, объясняет, приводит примеры, моментально дает цены, высылает изображения. Я, как человек, который немного касался стройки, могу сказать, что не все люди могут так проконсультировать.
N: — В каких сферах расширение использования ИИ может, на ваш взгляд, дать наибольший положительный эффект?
Д.К.: — Думаю, это должно сильно помочь в фарме, финтехе — где много данных, плюс где-то на стыке производств. Мы, например, однажды решали вроде бы простую задачу, которую при этом классическим программированием решить было нельзя: есть огромная фура, в нее надо уложить вентиляционные каналы — железные короба разного сечения. И если не стараться, то большой заказ можно привезти тремя фурами, а если постараться и рассчитать, в какой последовательности складывать, — то одной фурой. Если это расстояние от Ростова до Москвы, то можно очень хорошо сэкономить на доставке. Обычно один человек тратит целый день, чтобы на листике расписать, как укладывать вентканалы. Мы обучили ИИ, и теперь эта задача решается очень быстро. Это похоже на волшебство. Для бизнеса это очень выгодно, он может продавать продукцию дороже, экономя на доставке, а для клиентов предложение останется выгодным. Уверен, примеров таких применений множество.
N: — Как вам кажется, ИИ сделает человека умнее или счастливее?
Д.К.: — Ну, вряд ли мне поможет развить ум личный ассистент в моем кармане. Про счастье — вопрос философский. Вот когда я научился тратить на техзадания из тендерной документации всего 15 минут — я стал счастливее, честно.
N: — Можно ли уже говорить о необходимости внедрения правил безопасности в использовании ИИ?
Д.К.: — Можно и нужно. Как только технология становится массовой, ее нужно регулировать. Интернет когда-то тоже был диким. Даже книги — не все одинаково полезны. Внедрение правил безопасности неизбежно.