«Знакомство с современной поэзией можно начать здесь и сейчас»
В галерее «Ростов» прошел благотворительный творческий вечер поэта и журналиста Владимира Козлова. Мероприятие было организовано в поддержку медиа о поэзии Prosodia.
Творческий вечер Владимир Козлов провел в свой день рождения. Он читал стихи, раздавал автографы, общался с публикой, долго отвечал на вопросы пришедших на вечер начинающих поэтов и просто любителей поэзии и отметил, что лучший подарок для него — пожертвование в адрес проекта Prosodia.
Портал Prosodia сегодня является единственным ежедневным медиа о поэзии в России. Его создатель Владимир Козлов известен в Ростове как журналист и главный редактор журнала «Эксперт Юг». В творческом портфеле Владимира — роман «Рассекающий поле», вошедший в длинный список премии «Большая книга», три поэтические книги «Городу и лесу», «Самостояние» и «Опыт на себе», премия фонда А. Вознесенского «Парабола».
— Я занимаюсь стихами примерно 26 лет. Получается, это самый старый мой вид деятельности. Долгое время, особенно когда начинал заниматься деловой журналистикой, думал, что серьезные люди не будут доверять мне свои секреты, если будут знать, какой я несерьезный человек. Воздух времени на тот момент был такой, что само занятие поэзией воспринималось как то, что надо скрывать. Потом я защитил две диссертации, связанные с поэзией, и стал заниматься наукой. Начал писать в толстые литературные журналы, публиковать статьи о поэзии и сами стихи. Примерно к 2012 году у меня сформировалось достаточно целостное представление о том, чего в литературной сфере нет и какое издание там должно появиться. Это и был замысел журнала Prosodia, — рассказал Владимир Козлов.
Поэтическая среда в Ростове на тот момент была микроскопической, отмечает он. Перед Prosodia стояла задача создать в городе не просто площадку для ростовского круга литераторов, а медиа, которое бы сводило лучшие локальные и нелокальные силы. В 2014 году журнал начал выпускаться. Он, по словам создателя, рассчитан на тех, кто будет читать литературу, даже если она начнет выходить на бересте или папирусе. Позже появился сайт для более массовой аудитории. Там публикуются новости, рецензии и разного рода материалы как об актуальном литературном процессе, так и об истории литературы:
— Если Ростов хочет появиться на карте как город современной русской поэзии, то мы должны создать условия для такой встречи, чтобы ни один пишущий человек не считал для себя зазорным опубликоваться в ростовском журнале. Prosodia появился в тот момент, когда литературный цех немножко окуклился и потерял массового читателя. Его жизнь существует в основном в Москве, даже не в Санкт-Петербурге, и сюда она вообще не доходит, только жалкие отголоски. Мы начали выпускать журнал, проводить дни современной поэзии, семинары, и как-то сюда пошел поток. Быстро стало понятно, что надо делать массовое медиа, которое бы позволило говорить о поэзии на доступном любому человеку языке.
Prosodia существует как некоммерческий проект. Издание выпускает АНО «Инновационные гуманитарные проекты», учредителем которого является Владимир Козлов. Сайт Prosodia получил поддержку Фонда президентских грантов. Совместно с посольством Великобритании в Москве издание реализовало проект о современной британской поэзии. Вместе с Институтом имени Гете Prosodia создает проект, посвященный немецкой поэзии. Вот только на популяризацию русской поэзии средства найти не удается, отмечает парадокс основатель издания:
— Отчего мы беремся популяризировать поэзию? Русская поэзия, и это не оспаривается, один из международных культурных брендов наряду с немецкой философией и итальянской архитектурой. Нас вдохновляла мысль Бродского о том, что во все времена поэзию читают чуть более 1% населения страны. Я вам хочу сказать, что сегодня в России не существует литературного СМИ, которое бы охватывало 1% населения страны. Для нас это вызов. Мы хотим сделать ресурс, транслирующий мысль о том, что знакомство с поэзией можно начать в любом месте и в любое время. Прямо здесь и сейчас. Нет никаких барьеров и элитарной истории о том, что современная поэзия — это для избранных.
Сегодня ежемесячная аудитория сайта составляет 50 тысяч посетителей. Медиа активно развивается и в соцсетях. Совместно с ЮФУ издание провело конкурс эссе и художественных работ «Пристальное прочтение поэзии — 2020» и развивает Школу пристального прочтения. Печатный номер журнала можно заказать на сайте. Неравнодушных призывают помочь проекту: на интернет-портале Prosodia.ru создан функционал для пожертвований.