«Жанр современной оперы сейчас набирает популярность»
Первую оперу в «Театре 18+» готовили более двух лет. Представить публике постановку «Это любовь» планировалось 25 апреля, но ограничительные меры вынудили коллектив театра отложить долгожданную премьеру на неопределенный срок. Сейчас работа над оперой продолжается. Три раза в неделю режиссер и художественный руководитель «Театра 18+» Юрий Муравицкий проводит репетиции в режиме онлайн.
Премьера камерной оперы «Это любовь» состоится в онлайн-формате для всех желающих и абсолютно бесплатно. Юрий Муравицкий рассказал N, как шла работа над главным проектом года.
N: — Чем отличается камерная опера от обычной? Как появилась идея постановки?
Ю.М.: — Примерно тем же, чем отличается большая театральная сцена от камерной, — масштабами. В камерной опере обычно нет такого грандиозного оформления, как в классической. У нас, например, вообще не будет декораций. И музыканты будут находиться не в оркестровой яме, а прямо на сцене, вместе с артистами. Пытаться сделать большую оперу в зале на 80 зрительских мест было бы немного странно, согласитесь. Несмотря на то что пьеса повествует о реальных событиях, она написана в стихах — это уже предполагает ритмический, музыкальный рисунок текста. Жанр современной оперы сейчас набирает популярность. А в нашем случае это все еще и приправлено фирменным ростовским юмором.
N: — Почему выбор пал именно на «Туз кубков — это любовь»?
Ю.М.: — Я услышал этот текст на читке на фестивале драматургии «Любимовка» в Москве в 2018 году. И решил, что обязательно надо сделать спектакль по этой пьесе в «Театре 18+». С Викой Бабкиной мы к тому времени уже были знакомы, но не сотрудничали. Мы давно обсуждали с Денисом Третьяковым идею сделать вместе музыкальный спектакль, и чтобы он писал музыку к нему. Здесь все сошлось. Предыдущий сезон в «Театре 18+» было решено сделать музыкальным и выпустить в рамках этого сезона оперу «Туз кубков — это любовь». Но подготовительный период — написание музыки и актерский кастинг — затянулся, и мы перенесли премьеру на эту весну.
N: — О чем эта пьеса?
Ю.М.: — О любви — о том, какой любовь может быть: непонятной, прекрасной, изнурительной, мучительной. Если шире — это история о человеческих отношениях. Как сейчас модно говорить, об «абъюзивных» отношениях. Только тут абъюз не физический, а психологический. А еще о борьбе человека за счастье. И вот тут как раз возникает магия — как способ, как средство, с помощью которого можно этого счастья добиться. Другой вопрос — чего это может стоить и чем оборачивается в итоге. Но это уже мораль. А мы точно не собираемся заниматься морализаторством.
N: — Как складывался авторский коллектив?
Ю.М.: — Постепенно. Денис в какой-то момент привлек Женю Морозова в качестве соавтора музыки. Женя позвал музыкантов, с которыми работал в InEnsemble. Работа в разгаре, несмотря на изоляцию.
N: — Как проходил кастинг? Два состава — это замах на гастроли?
Ю.М.: — Кастинг был открытый. В одном из тизеров к спектаклю видно, как много самых разных людей к нам приходило. И конечно, кастинг не прошел даром — мы нашли то, что искали. Хотя большая часть актеров, занятых в постановке, — это те, с кем мы давно работаем. В составе спектакля есть люди, которые с нами с самого начала, — это Саша Овсянников (исполнитель главной мужской роли), Арина Диденко (главная женская роль) и Денис Третьяков — они участвовали в спектакле «Папа», которым семь лет назад открывался «Театр 18+». Еще есть прекрасные актрисы Эля Цыганок, она играет добрую соседку в «Ханане», и Юля Кобец, которую зритель мог видеть в спектакле «Саша, вынеси мусор». И две девушки, которые прошли открытый кастинг, — Света Волошенко и Ира Протько. Они никогда не выходили на театральную сцену, но они, безусловно, талантливы и прекрасно поют. Ира поет профессионально, еще и обучает вокалу, в том числе наших артистов. А вообще, процесс репетиций нового спектакля очень близок к процессу обучения, мы все чему-то учимся друг у друга. Конечно, мы надеемся, что этот спектакль будет ездить на гастроли и на фестивали. На две роли есть два состава, декораций практически нет — это очень удобно для проката.
N: — Это фестивальный проект или все же ответ на интересы зрителей? Насколько опера в таком формате востребована у ростовской публики?
Ю.М.: — В первую очередь это спектакль для зрителей. И он полностью отражает новую политику «Театра 18+» — делать «театр для людей», как завещал великий Джорджо Стрелер. Его идея состояла в том, что театр должен отвечать высоким художественным требованиям и вместе с тем быть понятным и интересным простому зрителю. Судя по народной любви и фестивальным успехам спектаклей «Ханана» и «Волшебная страна», у нас это получается. Уверен, что и этот новый спектакль будет востребован у ростовской публики. А фестивали никуда не денутся. Важно понимать, что оперу в таком формате еще никто не делал, по крайней мере, у нас в стране. А для Ростова это точно абсолютно новый формат. Но в Ростове, насколько я знаю, любят все новое.
N: — Вы запустили краудфандинговый проект для поддержки проекта. Каков бюджет премьеры?
Ю.М.: — Бюджет постановки с логистикой и очень скромной гонорарной частью примерно пятьсот тысяч рублей — это немного. Сумма, которую мы пытаемся сейчас собрать на «Планете.ру», — вдвое меньше. В нее включены только покупка необходимой звуковой техники, костюмов для актеров и видеосъемка. Там помимо разных приятных и интересных лотов можно купить пригласительные билеты на предпремьерный показ спектакля — их уже осталось не так много. И на премьеру можно купить билеты — когда бы она ни состоялась, у вас уже заранее будет билет. А нам это поможет приобрести необходимое для выпуска спектакля.
N: — Решение о премьере в формате онлайн далось тяжело? Насколько в принципе возможно передать театральную атмосферу таким образом?
Ю.М.: — Если хорошо подумать и постараться, театральную атмосферу можно передать в любых условиях. Рассуждения ретроградов о том, что театр в сети не возможен, я не разделяю. Я многие спектакли смотрел онлайн, и они производили на меня колоссальное впечатление. Человек — высокоадаптивное существо и ко многому смог приспособиться за десятки тысяч лет. Что касается проекта «Это любовь», возможно, мы все-таки будем делать премьеру уже с публикой в зале и будем ее же транслировать онлайн.
Справка
Юрий Муравицкий — театральный режиссер, драматург, актер. Окончил режиссерский факультет Театрального института имени Бориса Щукина в 2006 году, где после окончания ассистентуры-стажировки в 2008 году работал педагогом на кафедре режиссуры. С 2013 года художественный руководитель независимого «Театра 18+». С 2014 года куратор актерской лаборатории в Московской школе нового кино. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Лауреат премий HeraldAngelAward и TotalTheatreAward в номинации Innovation, Experimentation & PlayingwithForm» на Международном театральном фестивале Fringe в Эдинбурге. Ставил спектакли в театрах Москвы (Театр на Таганке, «Электротеатр Станиславский», Театр.doc, Центр им. Вс. Мейерхольда, театр «Практика»), Ростова-на-Дону, Омска, Перми, Кенигсберга, а также в Эстонии и Германии.
В основу камерной оперы «Это любовь» положена пьеса Виктории Бабкиной «Туз кубков — это любовь», основанная на реальных событиях. Пьеса отмечена ридерами на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в 2018 году. Оригинальную музыку для проекта написал композитор Евгений Морозов и соавтор либретто и автор арий Денис Третьяков.