В ростовском музее чествуют основателя современного искусства
В ростовском Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Йозефа Бойса — автора нескольких главных концепций современного творчества. В экспозиции — работы художников со всего мира, которые представляют свой взгляд на личность Бойса и его наследие.
В первом зале выставлены портреты мастера, а также произведения, рассказывающие о его жизни и творчестве. Во втором — работы, вдохновленные Бойсом, художественные трактовки его идей.
Один из организаторов выставки Игорь Введенский отметил, что Йозефа Бойса можно назвать самым авангардным художником второй половины XX века. Наряду с Энди Уорхолом и Джозефом Кошутом он создавал нынешнее актуальное искусство и в наибольшей степени повлиял на него.
— Бойс первый предложил новый художественный язык, — говорит Игорь Введенский. — Произведения создаются из материалов, которые раньше совершенно не ассоциировались с искусством, например жир, войлок, ткань, дерево, металл.
Это оказало огромное влияние на отдельных художников и творческие школы во всем мире, особенно в Европе, Америке, Китае. На выставке в МСИИДе представлены работы более 25 авторов.
Хорошо освоенный актуальным искусством перформанс (театрально-художественное действо) тоже можно назвать изобретением Бойса. Во всяком случае, он сделал такие акции самостоятельным жанром и стал автором самых обсуждаемых эпизодов. В его собственных перформансах использовались подчеркнуто сценические элементы костюмов, реквизит и манера общения с аудиторией. И конечно, речь идет не о классической, а об экспериментальной театральности.
По словам Игоря Введенского, главной задачей Бойса было создание альтернативного искусства. Одно из решений — развитие альтернативного творческого образования. Бойс считал художником каждого человека и предлагал допустить всех желающих к обучению в академиях искусств, в том числе дюссельдорфской, где сам преподавал. Слишком новаторская (точнее, скандальная) для современников концепция оказалась востребована позже, как и многие другие идеи Бойса. Сам он мыслил глобально, и его деятельность в итоге получила мировой резонанс. В 1950–1960-е годы творческие взгляды Бойса и его единомышленников стали идейной базой международного течения, которое назвали «флюксус» — «поток жизни». Из названия ясно, что речь идет о полной спонтанности, не регулируемой никакими правилами, в том числе законами традиционного искусства.
В Ростовской области совсем не много художников, которые представляют альтернативное искусство в бойсовском понимании. Среди них — соорганизатор выставки Светлана Песецкая, а также Ирина Соснякова и Виктория Барвенко. Все они — члены творческой группы «Белка и Стрелка». Художницы работают в Таганроге и Ростове, участвуют в зарубежных выставках. Однако пока донская публика воспринимает флюксус, или антиискусство, не с таким энтузиазмом, как мировая. В области мало выставок и других мероприятий, по которым можно было бы судить об этом явлении, а значит, представленный в МСИИДе материал уникален для Ростова.