Стравинский в трех видах: для молодежи, экспертов и любителей звездных историй
Ростовский музтеатр представил собственную постановку трех одноактных балетов Игоря Стравинского: «Концертные танцы», «Игра в карты» и «Пульчинелла». Для театра это важное событие — до сих пор в его репертуаре была представлена только балетная классика, теперь пришло время представить свою трактовку произведений, созданных в XX веке, да еще и таким новатором, как Стравинский. Корреспондентка N впервые видела постановку балетов этого композитора и поделилась ощущениями, каково это зрелище для неофита: из трех безусловно понравился один.
17 и 18 ноября Музыкальный театр представил новую постановку: три одноактных балета одного из самых сложных композиторов XX века Игоря Стравинско го: «Концертные танцы», «Игра в карты» и «Пульчинелла».
На пресс-конференции перед спектаклем художественный руководитель и гендиректор театра Вячеслав Кущев заявил, что театр шел к этой постановке 24 года (с момента переезда в новое здание):
— Собрать их в одном спектакле — это риск. Но к этому надо идти. На бесконечных «Жизелях», «Щелкунчике», «Лебедином», «Корсаре» и так далее можно жить, наполнять кассу до каких-то времен, но труппа от этого не растет, и признание у профессионалов этим не добьешься. Мы и в оперном искусстве очень давно говорим, что у нас очень мало произведений XX века, и мы этим занимаемся. А в балете тем более это важно. Это важно и для артистов, и для зрителей. Эта постановка — этап, это событие.
Театр представил собственное видение всех трех балетов. Для их создания в Ростов пригласили четырех балетмейстеров и сценографа с внушительным послужным списком: Софью Гайдукову, сотрудничавшую как хореограф с крупными театрами страны, в том числе Большим, известную своим кураторством телепроектов, связанных с танцами; Викторию Литвинову, ассистентку постановщика Саратовского академического театра оперы и балета, до 2020 года — артистку балета Большого театра; хореографа, солиста Мариинского театра Александра Сергеева; педагога МХАТа и ГИТИСа Константина Матулевского. Над сценографией и костюмами работал приглашенный художник Леонид Алексеев, куратор направления моды на факультете дизайна в Высшей школе экономики, имеющий опыт оформления спектаклей во МХАТе и Московском драмтеатре имени Пушкина, автор собственного бренда мужской одежды House of Leo.
В ходе пресс-конференции перед спектаклем, отвечая на вопрос о том, каким было их собственное самое первое знакомство с балетами Стравинского, трое из постановщиков сообщили, что простым его назвать нельзя, полюбить сразу не получилось. В день генеральной репетиции ростовской постановки корреспондентке N довелось побывать на их месте. Полюбить без оговорок удалось третий по счету — «Пульчинеллу», который поставили Константин Матулевский и Софья Гайдукова.
— Пульчинелла — это герой, который появляется у народа в кризисные моменты, и он позволяет отстраниться, дистанцироваться от происходящего вокруг и нырнуть в комедию абсурда, бреда, — отметил г-н Матулевский. — И мы (в своей трактовке произведения. — N) пошли этим путем. Артистов мы просим открыть своего внутреннего Пульчинеллу, чтобы они выходили на сцену с настроением небольшого безумия.
В Ростове спектакль осовременили — сюжет взяли не из первой постановки балета (про любовный треугольник и комичные обстоятельства вокруг него), а придумали новый — про Пульчинеллу-вора. В этом спектакле множество отсылок, понятных современной публике: к фильмам-ограблениям, абсурдистским кинокомедиям и супергеройским комиксам. В балете с избытком драгоценностей, погони, драк и нелогичного смешного поведения главных героев. По словам Софьи Гайдуковой, постановщики хотели создать балет, который привлек бы молодежь в театр. По мнению N, «Пульчинелла» будет понятен и детям, а людям среднего возраста точно должен понравиться. Получилась легкая и смешная история, идеально подходящая балетным неофитам. Добавим, что музыку для этой комедии дель арте Стравинский писал в стиле неоклассики, опираясь на итальянские комедии, считается, что она проще в ритмическом отношении для постановки (и для восприятия), чем другие произведения композитора.
Однако молодежи, которая решит познакомиться с балетом на примере «Пульчинеллы», нужно будет посмотреть первые два балета, не столь простые для понимания.
Все три балета объединяет только сценография. В первом балете — минималистичная, она постепенно обрастает деталями, чтобы в третьем балете превратиться в лобби роскошного отеля где-то там, в Америке предположительно 1950-х годов.
Игорь Стравинский писал «Концертные танцы» не для сцены, а для концертного исполнения. Это произведение состоит из цитат, которые быстро сменяют друг друга, обрываются на полуслове. Сложно представить, как такое танцевать. Но азартные постановщики — в основном за рубежом — время от времени создают на эту музыку балеты. По данным Музтеатра, в России балет по «Концертным танцам» был поставлен только один раз — в 1971 году Леонидом Якобсоном для его балетной труппы в Ленинграде. Уже одно это говорит о том, какую амбициозную задачу поставил перед собой и труппой Александр Сергеев. Концертные танцы в его версии — балет бессюжетный. По наблюдениям N, понимать его — задача скорее интеллектуальная, чем чувственная. Вы видите отдельные кусочки пазла, но целиком его составить невозможно, потому что, кажется, пазл тут даже не один. Отдельные образы вспыхивают и растворяются, но узнаваемых среди них не так чтобы много. Это озадачивает. Чувство узнавания я испытала только пару раз, один из них — когда все артисты легли на пол: очевидно, это был их протест против музыки, которая была слишком бурлящая и непоследовательная. В тот момент я испытала еще и облегчение, потому что не преуспела в том, чтобы успевать вниманием за музыкой и танцем. Г-н Сергеев дал такое пояснение к спектаклю, возможно, оно поможет будущим зрителям:
— Концертные танцы для меня — про соревнование солистов между собой, с пятью парами танцовщиков, со сложным ритмом, наконец, соревнование меня с самим собой.
Балет «Игра в карты» был задуман Стравинским как комедия об игре в покер в трех сдачах (трех частях), где на сцену выходили игроки и карточные фигуры. Но Виктория Литвинова предложила свою версию — артисты показали драматические моменты из жизни трех известных личностей начала прошлого века, современников Стравинского. Истории о любви, предательстве, творчестве и славе. Корреспондентку N привлекла история Коко Шанель благодаря неожиданной трактовке: мы видим ее в брюках и на пуантах. Шанель первая ввела моду на брюки, потому что делала ставку на образ активной, самостоятельной, практичной женщины. Пуанты и эта особая балетная (как будто неуверенная) походка артистки в них добавляли образу Коко трагизма. Это стало моим ключом к этой части балета. Но две другие истории прошли мимо. Не вызвали эмоционального отклика. Пока длился балет, музыка отвлекала, вызывала другие образы — скорее сюрреалистические, абсурдистские. Но не исключаю, что знатоки учтут еще и техническую сложность постановки и извлекут из этого удовольствие. Предполагаю, что спектакль порадует еще и поклонников звездных историй узнаванием известных персонажей и оригинальной адаптацией их костюмов к балету.