«Шолохов-центр» познакомит с архитектурным воплощением русской национальной идеи
17 сентября в ростовском «Шолохов-центре» откроется выставка «Храм-реквием». Экспозиция посвящена храму Воскресения Христова, или Спаса на Крови. Специалисты признали это сооружение одним из ключевых произведений позднего этапа эволюции русского стиля в архитектуре. Кто-то видел в нем воплощение русской национальной идеи.
Специалист центра Елена Рассказова сообщила N, что доставленные в Ростов экспонаты впервые вывезли за пределы Санкт-Петербурга. Их предоставил партнер центра — государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». В Ростове можно будет посмотреть документы и предметы, рассказывающие об истории храма. Это чертежи, схемы, фотографии, альбомы и книги, эскизы и фрагменты декоративного убранства, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Из северной столицы привезли более полутора сотен подлинных экспонатов.
Некоторые современники считали Спас на Крови художественным выражением национальной идеи, отмечая, что архитектура и убранство собора передают силу народного единства, искусства и прогресса. Так, россияне всех сословий из всех уголков империи финансировали строительство храма, чтобы почтить память царя Александра II. Именно на этом месте он был смертельно ранен, отсюда второе название — Спас на Крови. На ростовской выставке можно будет рассмотреть фото одного из фасадов колокольни. Здесь изображены мозаичные гербы городов и губерний, приславших пожертвования. Один из них — герб войска Донского (Донской области).
Что касается искусства, то его предназначение в данном случае — доказать, что красота и духовность сильнее вражды и жестокости. На месте преступления возвели яркий, колоритный собор с подчеркнуто активным декором. По данным сайта Исаакиевского собора, мозаичное убранство Спаса на Крови — одно из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Его общая площадь превышает 7 тыс. кв. м. Мастера создали более 600 икон и мозаичных композиций. Среди авторов эскизов — Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
И о прогрессе. При строительстве применили передовые для того времени достижения строительной науки и техники. Продумали систему защиты от молний. Обеспечили здание оригинальной системой воздушного отопления. С самого начала освещение храма было электрическим. В дни праздничных богослужений в соборе зажигали все 1689 электроламп.
На выставке можно узнать личные, человеческие истории тех, кто был причастен к созданию храма, а также членов царской семьи.