МСИИД знакомит с темпоральным искусством
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) открылась выставка «Традиции новой и темпоральной реальности». Московский художник Владимир Виноградов привез в Ростов свои живописные и графические работы. Самые ранние из них созданы в 1970-е годы, самые новые — в 2023-м.
В названии выставки упоминаются две студии, которые определили характер экспозиции. Первая — «Новая реальность» Элия Белютина. Она сформировалась в конце 50-х — начале 60-х гг. XX века и ориентировалась на русский авангард. Вторая — «Темпоральная реальность» Владислава Зубарева, основанная в 1978 году. Владимир Виноградов стал одним из первых участников этой студии, а в конце 2000-х возглавил ее. Как видно из названия, теория «темпоральной реальности» фокусируется на значении времени в искусстве. Владислав Зубарев определял время как форму существования действительности, а искусство — как форму времени. Более того, Владислав Зубарев и его последователи полагают, что художник может создавать новое время в искусстве и через него влиять на действительность. Этим продиктованы особенности работы с линией и цветом. Как само время, они могут быть бесконечными, доминирующими, тотальными или, наоборот, ритмичными, считаемыми, но никогда — статичными, неизменными.
Темпоральное искусство не создает ясных, четких форм, потому что их нет у времени. Все это хорошо иллюстрируют работы в новой экспозиции МСИИДа. Отметим, что Владимир Виноградов — специалист по промышленному и индустриальному дизайну, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированного проектирования и дизайна Университета стали и сплавов. Он автор и соавтор подчеркнуто функциональных прикладных решений с четкой конструкцией и логичным оформлением. В числе таких предметов — бытовые светильники, оптические приборы, умывальник для садового участка с возможностью нагрева воды от солнца и прочее. Представленные на ростовской выставке живописные и графические произведения тоже тщательно продуманы и проработаны, однако здесь автор решает другие творческие задачи. Одна из них — показать в динамике ускользающий момент. Художник отказывается от формы, даже если пишет натюрморт, портрет, силуэт танцовщицы, воссоздает архитектурный ансамбль или делает зарисовки во время путешествия. В этом случае для реализации замысла нужны главным образом цвет и экспрессия. Не последняя роль отводится интуиции, открытости и восприимчивости зрителя.
Работы Владимира Виноградова можно посмотреть до 11 сентября по адресу: ул. Шаумяна, 51. Выходные в МСИИДе — понедельник и вторник. Вход свободный.