«Молодое поколение не представляет, как играли бабушки и дедушки»
В Культурно-информационном центре Новочеркасского музея истории донского казачества открылась выставка антикварных кукол. В экспозиции представлены работы ростовской художницы Светланы Деркач. Всю свою жизнь она создает разных кукол из пластика и фарфора, занимается реставрацией кукол, изготовленных в прошлых веках, и создает реплики самых известных производителей.
N: — Когда вы начали создавать кукол? Как появилось это увлечение?
С.Д.: — Мне кажется, я всю жизнь их создавала, что-то моделировала, лепила. В детстве постоянно фантазировала, после прочитанной книжки или просмотра какого-нибудь кинофильма сразу старалась воспроизвести увиденное или прочитанное. Например, мы с братом брали грецкие орешки, к ним приделывали ручки в перчатках, сапоги, шляпки из фетра — получались стражники Лимоны из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Когда я видела картинку, в голове сразу представляла, как это можно потом воспроизвести в объеме, своего рода технологическая карта.
N: — Вы рассматривали создание кукол только как хобби или как работу и бизнес в том числе?
С.Д.: — Только как хобби, но оно так давно со мной, что уже переросло в самостоятельную отрасль. Вообще, чтобы превратить создание кукол в бизнес, нужно делать много проектов на заказ, наступать на свои личные планы. Заработаешь деньги, но удовлетворения не получишь. Но это личный выбор: хочешь, переведи хобби в бизнес, главное, не ломать себя.
N: — Расскажите о своей коллекции антикварных кукол.
С.Д.: — В моей коллекции более 20 антикварных кукол, на выставке представлено 10. Они вызывают интерес, потому что молодое поколение совершенно не представляет, как играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими. Коллекционирование — это сбор, изучение, систематизация материалов, оно принципиально отличается от простого собирательства. В мою мастерскую куклы в коллекцию или на реставрацию приезжают самолетом, поездом, по почте из разных стран. На выставке представлены фарфоровые куклы периода с 1887 по 1940 год известных мировых производителей: немецкой фабрики Armand Marseille и французских производителей Jumeau, SFBJ и Limoges. Кстати, фирма Jumeau специально приурочила выпуск куклы BEBEОLGA ко дню рождения дочери русского царя Николая II. Кроме того, президент Французской Республики подарил маленькой княжне сундук с кукольным приданным и игрушечный набор. Они тиражировалось и во Франции имели большой спрос.
N: — Почему для вас важно не только создавать новые куклы, но и реставрировать старые?
С.Д.: — Реставрация добытого экспоната — это жемчужина в коллекционировании. Изучаешь информацию: как должна выглядеть, во что одета, из каких материалов, в каком году выпущена. В этот момент ты открываешь для себя новые страницы нашей и европейской истории.
N: — Где можно увидеть ваши работы?
С.Д.: — В Instagram и на выставках: в Ростове, Сочи, Москве, Санкт-Петербурге, Кисловодске, Железноводске, Волгодонске. Вот открыли выставку в Новочеркасске.
N: — У вас есть награды конкурсов авторских кукол?
С.Д.: — В областном конкурсе «Кукла Дона», проходившем в Донской публичной библиотеке, получила Гран-при за работу «Георгиевский кавалер». Композиция состоит из двух кукол — казака, георгиевского кавалера, и его жены. В основу работы легла фотография прошлого века. Куклы выполнены из пластика. Потом было много первых мест!
N: — Для кого вы делаете своих кукол?
С.Д.: — Для себя. От процесса созидания кукол получаю удовольствие. Я пытаюсь передать свое мироощущение в своих проектах. Когда проект удается и нравится именно мне — работа продается в два раза быстрее. Потенциальный покупатель — это особая каста клиентов, которую составляют люди, которые что-то коллекционируют.
N: — Почему все свои работы вы делаете только в одном экземпляре?
С.Д.: — Практически никогда не получается повторить свои работы. Притом что фарфор предполагает тиражирование, произведения получаются по-разному. На роспись влияет разное время суток освещение, время года, даже настроение. Но в основном это долгие по времени проекты, не предполагающие повторения. Иногда даже, приходит определенное выгорание от работы, усталость, приходиться откладывать проект и продолжать его после определенного промежутка времени.
N: — Вы ведете курс «Авторская кукла» в Центре детского технического творчества. В чем его суть?
С.Д.: — Я учу бесплатно всех желающих — и детей, и взрослых — делать кукол из пластика и фарфора, валять мишек, делать игрушки из ваты. Ранее упомянутый Николай II покупал своим девочкам наборы для создания кукол: фарфоровые головы, ручки и ножки, тем самым мотивировал их к творчеству, чтобы собирали тело и самостоятельно шили костюм. В этом и есть направленность курса «Авторская кукла» и ряда мастер-классов в развитии фантазии и воображения у ребят. Вообще, в роли преподавателя выступаю как художественный руководитель. Моя задача — это поддержка ученика, сопровождение его в личностном развитии. Я помогаю ему выработать индивидуальную образовательную программу, выступаю в роли тьютора — человека, который создает траекторию обучения исходя из предпочтений ученика. Когда я не транслирую какие-то прописные истины, зная ответы на все вопросы, а создаю образовательное пространство, когда они мне задают вопросы. Это позволяет создавать куклы, которые интересны в первую очередь ученику, а не преподавателю.
N: — Ваши ученики являются конкурентами?
С.Д.: — Вообще, в творчестве невозможно соперничать, это не спорт, тут нельзя «выше, сильнее, быстрее». Творчество — это твой мир, соревнуешься только с собой.