Хроники одного подъезда
«Театр 18+» показал последнюю премьеру сезона: трагифарс «Хроники Макбета. Короли подъезда». Спектакль по пьесе Михаила Волохова поставил главный режиссер театра Герман Греков.
Кто-то, прочитав название, наверняка подумает, что это очередная трактовка Шекспира. Но имя Макбета не упоминается в спектакле. Отсылка к нему — чтобы подчеркнуть: тема борьбы за власть вневременная. Авторы предлагают зрителю увидеть, как изменились ситуация и сюжет, приобретя атрибуты сегодняшнего дня. В условия борьбы за доминирование помещают пожилых супругов, офицеров НКВД в отставке, служивших когда-то на Колыме и привыкших убивать.
Жанр трагифарса воплощен на сцене в полной мере. Максимальное сплетение страха и смеха делает историю абсурдной. Федор, чтобы удовлетворить свою потребность уничтожать, давит тараканов и все время ссорится с женой, которая их травит. Она одержимость мужа понимает и желание его разделяет, но насекомые в квартире ей не очень нравятся. Зина идет дальше: подговаривает мужа убить соседку Нину и стать наконец главными в своем подъезде.
В постановке ставка сделана на игру актеров. Исполняют роли заслуженные артисты России Владимир Воробьев и Ольга Щелокова. Им удалось соединить в своих персонажах жажду убивать и любовь. Супругам за восемьдесят, но страсти у них кипят не меньше, чем у молодых. Федор и Зина ссорятся, ревнуют, мирятся, нежно называют друг друга приятными словами и тут же ностальгически вспоминают расстрелы в тюрьме на Колыме.
Зал почти непрерывно смеется, однако после показа, на встрече с авторами постановки, зрители признаются, что было страшно, и при этом отмечают: актеры смогли облегчить трагизм пьесы. Драматург Михаил Волохов рассказал, что, когда писал пьесу, рассчитывал, что именно так она и будет сыграна:
— Пьеса написана в зоне «не убей ближнего своего». В ней заявлены моральные позиции — что такое хорошо, что такое плохо. Кажется, что пьеса написана в бытовом, чернушном варианте, но я пишу ее не фразами. Мною она видима уже в игре, в понимании этой изначальной игры облегчения.
Режиссер спектакля Герман Греков поставил «Хроники Макбета» в один ряд с «Хананой» — одной из последних премьер театра. Он отметил, что обе постановки отличает неоптимистичное и апокалиптическое настроение.